Бывший посол Великобритании в России сэр Родрик Брейтуэйт на страницах The Financial Times прослеживает параллели между нынешней войной в Афганистане и советской операцией 1979-1989 годов.
Предысторию конфликта он предлагает отсчитывать от 1919 года, когда Великобритания утратила "80-летнюю монополию на [определение] внешней политики Афганистана", после чего тот поспешил признать только народившийся Советский Союз. Поскольку Афганистан располагался у южных границ СССР и был потенциальным источником нестабильности, наркотиков, исламского фундаментализма и происков США, русские были крайне заинтересованы в сотрудничестве с любым режимом, оказывавшимся у власти в Кабуле.
К 1970-м годам афганская Компартия оказалась расколота между умеренной фракцией во главе с Бабраком Кармалем и экстремистами, которых возглавляли Нур Мохаммед Тараки и Хафизулла Амин. В 1978 году радикалы взяли верх, оппозиция была вынуждена уйти в подполье, но продолжала борьбу силовыми методами, что заставило афганское правительство обратиться за помощью к СССР. Москва неоднократно отвечала отказом, хотя на случай ухудшения обстановки в Кабуле и Баграме были размещены несколько отделений советского спецназа и десантников.
Осенью Амин организовал убийство Тараки, захватил власть и начал переговоры с американцами. Кремль больше не мог оставаться в стороне от событий в Афганистане. После нескольких неудачных покушений на Амина было принято решение о вводе войск. 40-я армия не была подготовлена для ведения войны с повстанцами и, по более поздним оценкам, слишком малочисленна для такой операции. Две трети контингента пришлось бросить на оборону, наступательные операции выполнялись силами спецподразделений, разведчиков и десантников, говорится в статье.
План состоял в том, чтобы стабилизировать афганское правительство, обеспечить безопасность на дорогах и в основных городах, сформировать армию и милицию и затем уйти. Потеряв 15 тыс. человек убитыми и уничтожив около полутора миллионов афганцев, русские в итоге выполнили поставленные задачи. Но им "так и не удалось преодолеть свою главную слабость: им было по силам захватить территорию, но никогда не хватало войск, чтобы ее удержать... у них была тактика, но не было стратегии", - пишет Брейтуэйт.
Уже с 1983 года Кремль начал планировать вывод войск. В 1989 году 40-я армия, сохранив лицо, покинула Афганистан. У власти в Кабуле остался советский ставленник Мохаммед Наджибулла, но два года спустя, когда президент России Борис Ельцин прекратил снабжение Афганистана, его свергли и убили, а страна оказалась под контролем движения "Талибан".
"Англичане [в XIX веке] и русские вышли победителями из войн, но не смогли навязать афганцам избранных ими лидеров и систем правления, - подытоживает автор, говоря о сегодняшнем дне: - Ни британский премьер, ни генералы не смогли нам убедительно объяснить, с какой стати мы [коалиционные войска] должны преуспеть там, где потерпели поражение русские и англичане... Вот уж действительно - тактика без стратегии".