Иранская оппозиция потеряла лидера, но может обрести новую силу, пишет Ванна Ваннуччини в статье, напечатанной в газете La Repubblica. Сотни тысяч человек приехали в город Кум, чтобы проститься с аятоллой, пользовавшимся у иранского народа уважением не только как религиозный деятель и "пример для подражания", но и как человек, который на протяжении многих лет выступал против деспотизма теократической власти, пишет автор статьи.
Режим решил помешать проведению в Куме массовых мероприятий. В самом городе были размещены подразделения сил правопорядка. Совершались нападения на участников церемонии, десятки иранцев были арестованы. Иностранным журналистам было запрещено присутствовать на похоронах, а иранским изданиям - помещать фото Монтазери на первых полосах. Появилось также распоряжение о том, чтобы великий аятолла Монтазери упоминался без присвоенного ему религиозного титула. Но никакие меры режима не смогли помешать перерастанию траурной церемонии в демонстрацию скорби и протеста против режима.
"Монтазери не умер, умерла эта диктатура!" - скандировала толпа. "Монтазери, мы продолжим твой путь, даже если диктатор будет стрелять нам в спину", - выкрикивали манифестанты. Автор статьи подчеркивает, что Монтазери был одним из немногих религиозных деятелей, публично подвергших сомнению победу Ахмадинежада на президентских выборах и протестовавших против репрессий в отношении манифестантов.
В похоронах приняли участие два оппозиционных лидера, Мехди Карруби и Мир-Хоссейн Мусави, а также два внука основателя Исламской республики Хомейни. Толпа манифестантов провозгласила новым "религиозным лидером" реформатора, великого аятоллу Санеи. Нет точных данных о том, сумели ли приехать в Кум бывшие президенты Ирана Хатами и Рафсанджани: судя по информации, размещенной на реформаторских сайтах, власти помешали приехать в священный город многим оппозиционным лидерам.
О том, какое значение имеет кончина Монтазери, можно судить по словам представителя американского правительства: "Наши мысли и наши молитвы обращены к его семье и всем тем, кто борется за всеобщие права и свободы, которые он отстаивал с такой убежденностью". В ноябре Монтазери поразил весь мир, выступив с осуждением захвата американского посольства в 1979 году. Многие тогда интерпретировали его слова как призыв к Обаме занять более активную позицию в поддержку Зеленого движения Ирана, пишет автор статьи.