Иранская оппозиция превратила вчерашние похороны духовного лидера, великого аятоллы Хоссейна Али Монтазери, в очередную антиправительственную демонстрацию большого масштаба, и вчера вечером иранский режим нанес ответный удар по оппозиционерам, сообщает корреспондент The Times Мартин Флетчер. Если верить некоторым иранским сайтам, сотни членов проправительственной организации "Басидж" помешали ритуалу прощания с Монтазери, а автомобиль лидера оппозиции Мир-Хоссейна Мусави атаковали некие мотоциклисты, в результате чего заднее стекло разбито, один из помощников политика ранен.
Демонстрация так называемого Зеленого движения, считающего тегеранский режим незаконным, состоялась в Куме - "теологической столице" Ирана, где и похоронили Монтазери. Дань памяти покойному, который постоянно критиковал режим, отдали шесть из 12 видных аятолл. Участники погребальной процессии, которых, по разным сведениям, было от десятков тысяч до сотен тысяч, скандировали: "Диктатор, дело Монтазери будет продолжено" и "Монтазери не мертв, это правительство мертво". Оппозиция выражает надежду, что теперь священнослужители начнут порывать связи с режимом. В городе Кум затеплилась первая искра революции 1979 года, напоминают активисты.
"По-видимому, Зеленое движение осмелело и набирает обороты, и текущая неделя открывает для него богатые возможности", - пишет газета, поясняя, что в воскресенье у шиитов важный праздник - Ашура, оплакивание мученической смерти имама Хусейна в VII веке. Причем в этом году Ашура совпала с седьмым днем после кончины Монтазери - важной вехой в траурных обрядах шиитов. На воскресенье оппозиция запланировала демонстрации по всей стране. Скорее всего, эстафету Монтазери примет великий аятолла Юсеф Санеи, еще более яростный критик режима, уже объявивший нынешнее правительство незаконным, отметил профессор истории Ирана Али Ансари из университета Сент-Эндрюз.
По мнению издания, иранские власти не могли отменить похороны, так как Монтазери внес большой вклад в революцию, но приняли некоторые меры: в Кум не допустили автобусы с людьми из других городов, а также закрыли город для иностранных журналистов и ввели жесткие ограничения для репортажей иранских государственных СМИ. Эфир редакции BBC, вещающей на фарси, заглушили, скорость интернет-соединений чрезвычайно затормозили, государство закрыло одну из последних реформистских газет Andisheh No.