Юрий Шевчук - один из самых популярных российских музыкантов. 25 лет назад во время перестройки он вышел из культурного подполья, а сегодня его песни сопровождают протестное движение против режима Владимира Путина, пишет обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Райнгард Везер.
9 ноября, на первой неделе официально стартовавшей предвыборной гонки, толпа поклонников легендарной группы ДДТ штурмовала "Олимпийский". Эти люди пришли не для того, чтобы протестовать, пишет автор, они пришли послушать своего любимого исполнителя, легенду русского рока. Но, как только зазвучали первые аккорды (Шевчук не успел еще спеть ни слова первой песни), публику охватила эйфория. Присутствующие всеми фибрами души почувствовали: если в Москве суждено развернуться демократическим протестам, музыка Шевчука будет к ним саундтреком, делится впечатлениями автор.
Звезда Шевчука взошла на небосклоне русского рока в 1983 году: в то время еще неизвестный 26-летний музыкант и его группа играли на фестивале "Рок за мир", проходившем в "Лужниках", в Москве. Но в записи трансляции, показанной по телевидению, это выступление отсутствовало - цензура правильно истолковала смысл текстов песен, говорится в статье.
Затем Юрий Шевчук под давлением КГБ был вынужден покинуть родной город Уфу и переехать в Ленинград. Там он работал кочегаром в котельной, дворником и ночным сторожем и мог играть лишь закрытые концерты, так называемые "квартирники", пишет Везер.
Когда во второй половине 1980-х "ДДТ" и некоторые другие рок-группы смогли выйти из подполья, они в один миг завоевали бешеную популярность в народе, поскольку "тексты их песен отражали те взгляды на жизнь, которые не имели ничего общего с официальной советской пропагандой. Для большинства представителей тогдашних 15-30-летних именно такие группы, как "Кино", "Аквариум" и "ДДТ", стали истинными героями перестройки. На фоне предпринятой "сверху" попытки спасти СССР, сделав его более открытым, их музыка была некой заменой оппозиции, которой страна никогда не знала, пишет автор.
Однако, продолжает журналист, лидер группы "Кино" Виктор Цой погиб в 1990 году в автокатастрофе; Борис Гребенщиков, солист "Аквариума", с головой ушел в восточные учения; единственным рок-музыкантом, сохранившим в своих текстах политическую остроту, остался Шевчук.
"Политический подтекст его песни получают за счет того, что он объединяет в них фразы из актуальных политических дебатов, повседневные жаргонные выражения и литературный язык - нередко все это получает некий сюрреалистический смысл, предполагающий множество интерпретаций", - пишет обозреватель.
16 песен нового альбома группы "ДДТ", с которым она сейчас гастролирует по России, - концерт в Москве 9 ноября был началом тура - объединены общим названием "Иначе". Их можно трактовать как некую историю новой России в стихах от развала СССР до "окончания путинского режима, на что - если вдуматься в тексты песен - надеется их автор".
"Мы спали целую вечность, Доверяя прогнозам погоды. Стабильностью меряя время, Забыли дорогу к весне. Вырастили заборы, Ограничивая бесконечность" - поет Юрий Шевчук. "Завтра всё будет иначе, Это юго-западный ветер Вырвался из пустоты", - в припеве последней песни звучит надежда, замечает немецкий журналист.
"Стабильность" - ключевое слово эпохи правления Путина: после хаоса 1990-х она стала для многих россиян исполненным в период первых двух президентских сроков обещанием Путина, однако после известия о его намерении вернуться в Кремль и встать у руля еще на 12 лет все больше граждан страны воспринимают его как угрозу", - говорится в статье. Как отмечает автор, готовность выйти на улицы и протестовать против фальсификаций на парламентских выборах удивила всех: и режим, и оппозицию, и самих протестующих.
Юрий Шевчук не принимал участия в акциях протеста после парламентских выборов - он находится в турне по российским городам. Однако по результатам интернет-опросов, кого россияне хотели бы видеть выступающим на акциях, его фамилия стоит в одном ряду с писателем Борисом Акуниным, блоггером Алексеем Навальным, значительно опережая по числу проголосовавших разношерстных оппозиционных политиков, которым народ доверяет не больше, чем представителям Кремля.
Шевчук в последние годы участвовал во многих митингах: он был на "Марше несогласных", а в августе 2010 в Москве выступал с гитарой и мегафоном перед 3 тыс. протестующих против вырубки Химкинского леса. Однако, замечает автор, самых широкий резонанс вызвало его выступление в мае 2010 год в Петербурге во время встречи премьера Путина с представителями благотворительных организаций. Тогда Шевчук говорил о пропасти между российской правящей элитой и бесправным народом, о недостатке свободы и фальшивом патриотизме власть имущих. "Десятиминутный ролик с диалогом между главой правительства и рок-музыкантом показывает Путина раздраженным и нервничающим, с видимым усилием сдерживающим свой гнев", - говорится в статье. Тот разговор дал толчок интернет-инициативе выдвинуть Шевчука кандидатом в президенты России на выборах-2012 от демократических сил, на что музыкант отреагировал ироничным замечанием.
"Фигура Шевчука в сегодняшней России приобретает политический вес, и этот факт говорит больше не о нем самом, а о выстроенной Путиным системе и ситуации в стане оппозиции, которая не имеет авторитетного лидера", - резюмирует Везер.