Удалось ли лидерам ЕС предотвратить "зомбификацию" экономики, государств, банков и финансовых инструментов Европы? - спрашивает на страницах The Financial Times Джордж Магнус, старший советник банка UBS по экономике. И сам же отвечает: к сожалению, нет.
"Главная беда в том, что европейские лидеры поставили неверный диагноз, касающийся глубинных проблем кризиса. Поэтому они сформулировали не те задачи и проводят неадекватный курс", - пишет автор. Лидеры объясняют кризис расточительностью в фискальной сфере, а не колоссальным дисбалансом между государствами-членами. "Вместо того чтобы разработать стратегию реструктуризации экономики и долгов, которая симметрично распределила бы между кредиторами и должниками обязанности в области реформ, лидеры упорно продолжают проповедовать институциализированную фискальную дисциплину, именуя ее лекарством от кризиса", - сетует автор. Фактически они изолировали специальную зону "мер бюджетной экономии", где все движется по замкнутому кругу.
Странам-должникам нелегко добиться социально-политической сплоченности, которая нужна для проведения реформ, призванных улучшить экономические показатели. "Экономики стран еврозоны попали в замкнутый круг слабого роста или отсутствия роста, в ситуацию, когда планка разрешенного бюджетного дефицита и госдолга становится все недостижимее, а новые меры экономии подавляют рост", - говорится в статье.
Без экономического роста нельзя надеяться на повышение кредитоспособности государств, сколько бы денег ни выкладывали ЕЦБ и МВФ. А без доверия к кредитоспособности государств есть как минимум две причины сомневаться в так называемом "фискальном союзе".
Во-первых, никто не намеревается превратить рынки облигаций стран Европы в гигантский рынок евробондов с коллективной ответственностью. Это осложнит возвращение инвесторов к финансированию госдолгов слабых экономик, разъясняет эксперт.
"Во-вторых, надлежащий подход к фискальному союзу требует признать, что кредитоспособность государств и банков взаимосвязана", - пишет автор. Европе необходим не только фискальный, но и "банковский" федерализм. Автор рекомендует передать мощные исполнительные полномочия, например, Европейскому управлению банков.
Верно, что новые меры ЕЦБ в области ликвидности облегчат финансовый стресс для банков, пишет автор. В краткосрочной перспективе эта инициатива, снижающая риск дефолта, несколько успокоит рынки. "Но, как и все финансовые меры, она позволяет лишь выиграть время, а затем экономический спад ее подорвет", - убежден Магнус. Вдобавок, по его мнению, это "окольный путь к национализации государственных финансов, что, по иронии, увеличивает вероятность раздробления еврозоны".
После праздников финансовые рынки перегруппируются под "крещендо следующего кризиса евро", заключает автор. Меры ЕЦБ принесут плоды только в том случае, если политические лидеры выйдут за рамки своего "пакта экономии и депрессии".