Россияне доказали, что они, вопреки распространенному мнению, не покорный и безразличный к демократии народ, пишут СМИ, указывая на "качественный скачок протестных выступлений". Блоггер-оппозиционер Алексей Навальный, которого The Guardian называет "прирожденным политиком", отбыв 15 суток ареста, набирает очки. Госдума начала работать в обычном режиме, и это в некотором роде поражение протестующих.
Россияне доказали, что они, вопреки распространенному мнению, не покорный и безразличный к демократии народ, пишет испанская El País. Правда, на улицы Москвы и других российских городов вышли не только защитники демократических ценностей, но и коммунисты с националистами. Однако на улице было много молодежи, что предвещает нечто новое.
"Недовольство и неудовлетворенность россиян нарастали в последние два года, - говорится далее. - В конце февраля 2011 года группа политологов, предпринимателей и журналистов, в том числе близких к власти, подписала открытое письмо президенту Медведеву с призывом коренным образом изменить политический курс, так как "несправедливость, коррупция и ложь привели страну к нравственной изоляции". Экономисты и политологи все чаще высказывают мнение, что формула Путина достигает точки критического износа".
"Уже начались попытки отделить Путина от его коллеги по тандему, все еще остающегося президентом Дмитрия Медведева", - пишет газета, указывая, что тот "потерпел поражение на всех фронтах, был переквалифицирован в лидера "Единой России", провозглашен будущим премьер-министром и покинут теми, кто верил в возможность открытия новых путей благодаря его модернизаторскому дискурсу". В настоящий момент не вырисовывается альтернативного кандидата, имеющего серьезные шансы в борьбе с Путиным, замечает издание. "Для укрепления позиций Кремль и подконтрольные ему СМИ должны будут, по-видимому, апеллировать к страху перед хаосом 1990-х и пропагандировать теорию какого-нибудь иностранного вмешательства".
Пока рано судить о том, каковы будут последствия этой беспрецедентной реакции гражданского общества, однако несомненно, что она знаменует собой поворотный момент для путинской эры, резюмирует издание.
Российский блоггер, вышедший из тюрьмы, является движущей силой антикремлевского движения, пишет The New York Times, комментируя выход на свободу Алексея Навального, который отбыл 15 суток административного ареста. На краткой пресс-конференции Навальный привлек внимание к масштабному антиправительственному митингу, намеченному на субботу: призвал всех в этот день выйти на улицы и выразить свое возмущение "Единой Россией". Навальный заявил, что Путин не будет легитимным президентом и что 4 марта произойдет незаконное престолонаследование.
"Навальный ловко уходил от ответов на вопросы о его собственных намерениях в политической сфере. Трудно установить, насколько велико его влияние, но оно явно растет", - пишет газета, поясняя, что в Twitter у Навального прибавилось фолловеров - их уже более 159 тыс.
И все же неясно, хватит ли энергии и слаженности лидерам оппозиции, чтобы волна акций протеста продолжалась. Многие участники демонстраций - представители среднего класса, а руководство составлено из лидеров самых разных партий и организаций, часто увязающих в междоусобицах, пишет газета. Со своей стороны, Навальный в блоге постарался минимизировать дрязги, предположив, что разговоры о разногласиях и конфликтах сильно преувеличены.
Выход на свободу Алексея Навального одновременно укрепит российскую оппозицию и создаст проблемы для организаторов митингов, полагает The Wall Street Journal. "Молниеносный взлет Навального на вершины популярности - угроза для ветеранов-оппозиционеров, а его контакты с маргинальными националистами могут оттолкнуть многих либерально настроенных горожан, ходивших на митинг 10 декабря", - пишет Алан Куллисон.
В минувшие выходные Навальный фактически потерял шансы баллотироваться: "Яблоко" отвергло его кандидатуру и выдвинуло Явлинского. Сам Навальный сказал, что баллотироваться не собирается, так как считает выборы незаконными.
По мнению организаторов, в субботу на митинг придет еще больше народу, чем 10 декабря, в том числе для того, чтобы посмотреть на Навального. "Он уже стал мифом, и вполне возможно, что на этом митинге его символически как бы нарекут лидером. Для Кремля это нежелательно, и, думаю, для некоторых лидеров оппозиции тоже", - заметил политтехнолог Глеб Павловский.
Путь Навального - от блоггера до политического деятеля - во многом иллюстрирует растущее значение интернета в России. "Едкий сарказм и пламенная критика коррупции помогли Навальному завоевать популярность как оратору среди россиян, которые говорят, что им надоели крючкотворство и лень чиновников", - говорится в статье. Но он нажил себе врагов из-за своих националистических убеждений.
В данный момент Навальный вызывает больше симпатий, чем другие оппозиционеры, так как никогда не был чиновником, отмечают сами лидеры оппозиции. "Если бы у нас был общий кандидат в лидеры, его кандидатура была бы первоочередной", - сказал депутат Илья Пономарев.
Британская The Guardian напоминает, что на телемарафоне Путин блеснул как поклонник произведений Киплинга и, по мнению издания, уподобил себя питону Каа. "А под обезьянами, очевидно, подразумевались десятки тысяч россиян, которые по глупости или по злобе протестуют против топорных фальсификаций на выборах", - говорится в редакционной статье.
По мнению издания, после выборов российская жизнь приобрела размеренный ритм. Официально утвержденные сторонники и оппоненты Кремля - депутаты - вчера заняли свои места в Госдуме: "гибриде клуба, агентства недвижимости и санатория", как язвит газета.
"Тем временем несанкционированная оппозиция вышла из тюрем, почесывая в затылке", - следующим экзаменом для нее станет митинг 24 декабря. Лидеры протестующих - "юрист-блоггер, рок-звезда и политический активист. Из этих троих только юрист, Алексей Навальный, - прирожденный политик", - считает The Guardian. Но Навальному и другим придется проделать гигантский труд - нужно сделать так, чтобы акции протеста оставались массовыми и мирными, а также приносили плоды.
Путин выстроил четыре линии обороны, полагает издание: 1) не препятствовать массовым акциям протеста; 2) "ронять намеки или идти на уступки, которые изменят жизнь нижестоящих аппаратчиков, но не затронут его авторитета"; 3) разрешить Прохорову баллотироваться в президенты и намекнуть, что технократы типа Кудрина вернутся во власть; 4) расколоть оппозицию традиционными средствами: например, таблоид обнародовал подслушанные разговоры Немцова.
Все это - очевидные меры автократа, пишет издание, рекомендуя Путину срочный ребрендинг - нужна новая великая идея для его третьего президентского срока. "Иначе бандерлоги перестанут в ужасе разбегаться".
Новый российский парламент в среду собрался на свою первую сессию, сообщает The Wall Street Journal, отмечая, что "возобновление работы парламента после выборов, сопровождавшихся распространенными обвинениями в подтасовках, является неудачей оппозиции в состязании с Кремлем, который, похоже, решил вернуться к функционированию в обычном режиме, сделав на словах несколько уступок".
Парламентарии выбрали новым спикером бывшего коллегу Путина по КГБ Сергея Нарышкина. Он обещал начать эпоху динамичной политики в палате, про которую предыдущий спикер сказал, что это "не место для дискуссий". "Мое твердое убеждение, что парламент - место для самых серьезных и самых конкретных дискуссий", - заявил Нарышкин.
До недавнего времени Нарышкин возглавлял кремлевскую администрацию, отмечает Der Tagesspiegel, причем его считают представителем ближнего круга самого влиятельного человека в государстве Владимира Путина.
Место Нарышкина в администрации Кремля пока будет занимать человек, "действующий на противников режима как красная тряпка на быка", продолжает обозреватель Эльке Виндиш. Это Владислав Сурков - главный идеолог Путина и "отец-основатель" различных прокремлевских молодежных организаций и псевдооппозиционных партий. При этом, полагают эксперты, назначение Суркова - не последний кадровый ход премьера. Дмитрий Медведев может уйти в отставку еще до конца этого года, тогда на его место - согласно конституции - заступит Владимир Путин.
"Русский народ верит, - свидетельствует московский корреспондент издания, - что у Путина лучше, чем у нерешительного Медведева, получится вернуть стране спокойствие".