За свою жизнь Ким Чен Ир совершил несколько поездок по России, но ни разу не посетил место, где родился, - дальневосточное село Вятское, расположенное недалеко от границы с Северной Кореей, пишет обозреватель журнала Time Саймон Шустер. "Там, согласно советским документам, родился Юрий Ирсенович Ким, сын младшего офицера Красной Армии Ким Ир Сена, которого Сталин позднее поставил во главе Северной Кореи", - пишет журналист.
"Когда мы оставались наедине, то, конечно, говорили о месте, где он родился", - поведал в интервью журналу Константин Пуликовский, в прошлом представитель президента РФ в Дальневосточном округе. Пуликовский сопровождал Ким Чен Ира в его поездках на бронепоезде по России. "Я рассказал ему, что дом его отца сохранился, что многие жители его помнят. Он внимательно слушал и никогда ничего не отрицал. Но он просил меня никогда не предавать этот факт огласке и никогда не просил устроить туда поездку", - отметил Пуликовский.
Эта информация и тем более визит самого северокорейского лидера опровергли бы лживую версию, которой семья Кимов придерживалась десятки лет, поясняет автор. Согласно официальной легенде, Ким Чен Ир родился в Северной Корее в период японской оккупации, на вершине священной горы под двойной радугой и новой звездой.
Правда о рождении Ким Чен Ира, видимо, объясняет его личную и политическую привязанность к России - одной из немногих союзниц Северной Кореи. Свой последний зарубежный визит, в августе этого года, Ким Чен Ир нанес в Сибирь. Считалось, что он вновь попытался сблизиться с Москвой, дабы создать противовес влиянию Китая. Теперь же будущее российско-северокорейских отношений, как и в целом будущее Северной Кореи, покрыто туманом. Пуликовский общался с Ким Чен Иром ближе, чем другие российские чиновники, но Ким Чен Ына видел всего единожды.
Характер Ким Чен Ына и даже дата его рождения остаются загадкой. Московские эксперты уверены, что он будет ориентироваться на традиционных "старших братьев" - Россию и Китай. "Северной Корее больше не к кому обращаться. Ее экономика полностью зависима от Китая, так как по-настоящему ничего не производит сама", - отметил Александр Лукин, директор Центра азиатских исследований и ШОС МГИМО. В последние годы Ким Чен Ир старался подольститься к России, дабы показать, что не находится в рабской зависимости от Китая, добавил он.
"Вероятно, Северная Корея продолжит эту двойную игру, так как клан Кимов практически не знает других приемов. Россия, со своей стороны, видимо, охотно будет подыгрывать", - пишет автор, отмечая, что российское руководство выразило свои соболезнования по случаю смерти Ким Чен Ира, но отмолчалось по поводу смерти Вацлава Гавела.
"Не очень ясно, что может выиграть Россия от нежной дружбы с Северной Кореей, которая с советских времен все еще должна ей 11 млрд долларов", - пишет автор. В сфере торговли северные корейцы импортируют из России разве что козырьки для солдатских фуражек, отметил экс-посол России в Пхеньяне Георгий Кунадзе. "Тот факт, что параноидальный режим находится близ нашей границы, не должен заставлять нас смягчать наше мнение о нем. Мы должны помнить, что Северная Корея никогда не соблюдала своих соглашений с Россией и никогда не консультировалась с нами, прежде чем ударяться в свои авантюры", - добавил он.
Для России Северная Корея - почти такая же докука, как для Запада, и, возможно, даже большая угроза, так как ядерная катастрофа в Северной Корее непременно обернется радиационным заражением российской территории. "Но Москва не демонстрирует ужесточения своей позиции. Она долгое время одобряет санкции ООН в связи с ядерной программой, однако при этом старается всеми силами обласкать Пхеньян", - говорится в статье.
В 2002 году Буш провозгласил Северную Корею элементом "оси зла". Вскоре после этого Ким Чен Ир встретился в России с Путиным. По словам Пуликовского, северокорейский лидер попросил, чтобы его оставили с Путиным наедине на 10 минут: "Чтобы в комнате никого не было, даже переводчиков. Я должен кое-что ему сказать". Просьба была удовлетворена.
Позже Пуликовский спросил Ким Чен Ира, зачем ему понадобились эти 10 минут. "Он улыбнулся мне и сказал: "Какая разница! Главное, чтобы Буш гадал, о чем мы говорили", - вспоминает Пуликовский. "По-моему, в этом весь Ким Чен Ир: он всегда находил способ заставить тебя о нем думать, сделаться загадкой", - добавил он.