В борьбу за контроль над спортивным рынком вступили ФБР, ЦРУ, пресса и департамент юстиции, пишет Марко Мензурати в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Америка всей своей мощью в яростной медийно-юридической атаке обрушилась и стерла с лица земли империю Йозефа Блаттера. Остается понять почему. В июне этого года, когда начался обратный отсчет, иными словами - до первой облавы в Цюрихе, из США пришел четкий и жестокий сигнал: "Король должен пасть, и любой, кто захочет вмешаться, будет разорван на куски". Visa, Nike, Adidas и Coca-Cola - спонсоры, которые на протяжении 25 лет поддерживали "систему Блаттера", - объявили о намерении уйти, если ФИФА не сменит курс. Одновременно с этим, ведущие американские СМИ цитировали высказывания анонимных источников, близких к расследованию, заявлявших о том, что ФБР нацелилось непосредственно на Блаттера и деньги, которыми босс ФИФА распоряжался через своих коллег, пишет издание.
"Наблюдая за такой стремительностью по-американски, аналитики сразу же разделились на две группы. Первая, отмечает корреспондент, представляла маневр ФБР как попытку американцев (и англичан) вмешаться в решение о проведении ЧМ в России в 2018 году и в Катаре в 2022-м в надежде перенести эти два мероприятия в другие места. Такую же мысль высказывал Владимир Путин, и вчера об этом говорил сам Блаттер", - пишет корреспондент.
Но, кажется, подоплека совершенно иная, если учесть, что до ЧМ-2018 осталось слишком мало времени, а ЧМ-2022 оказался под угрозой переноса по причинам климата и экологии. "В связи с этим имеется вторая теория, в соответствии с которой американская война против Блаттера мотивирована несколькими другими факторами, - пишет корреспондент. - Администрация Обамы считает футбол стратегическим с политической точки зрения видом спорта. В США футбол любят, в него играют, за ним следят женщины и латиноамериканские общины. Фабрику консенсуса нельзя оставлять в руках тирана, который неоднократно оказывался ненадежным". Йозеф Блаттер отказался в 2005 году подчиниться требованию Госдепа исключить Иран из ЧМ в Германии, а сегодня он отказался присоединяться к санкциям против России. Именно этим и объясняется тот факт, что департамент юстиции проводит расследование в отношении не всей структуры ФИФА, а против конкретных физических лиц, пишет корреспондент.
Но этого недостаточно, чтобы оправдать такое наступление, если только оно не связано с интересами многонациональных корпораций. И в этом случае речь идет не о спонсорах, а о компаниях, специализирующихся на sportmarketing. В это понятие входит все понемногу, начиная от купли-продажи прав на ТВ-трансляции, заканчивая имиджем футболистов и всех команд во всем мире, а также привлечением спонсоров и финансистов. "С этой точки зрения, имя Йозефа Блаттера накладывается на название ведущей компании мира, Infront, которую возглавлял его сын Филипп и которую недавно за 1,05 млрд евро купил китайский колосс Wanda. В дни, когда совершалась сделка, - пишет корреспондент, - разведки всего мира во главе с ЦРУ направляли различным правительствам сигналы о том, насколько деликатен переход такого масштабного бизнеса в другие руки. Шел февраль. Через несколько месяцев была проведена блицоперация, положившая конец эре Блаттера".