Арест агента ФБР проливает свет на новый, сложный мир шпионажа, в котором холодная война далека от своего завершения.
На самом деле развал Советского Союза, снижение уровня напряженности между сверхдержавами и активизация промышленного и экономического шпионажа привели к созданию еще более сложного мира разведки и контрразведки.
"Шпионаж по-прежнему процветает, - утверждает Джон Бим, двадцатьсемь лет проработавший в Центральном разведовательном управлении. - Россияне никогда не были нашими друзьями, а сейчас они как никогда нуждаются в технологиях. В современном фрагментированном мире они работают в тех сферах, где мы не хотим их видеть".
Его точку зрения можно проиллюстрировать воскресным арестом агента ФБР Роберта Филипа Ханссена, которого обвиняют в том, что он 15 лет работал российским шпионом. Ханссен служил в контрразведке - выискивал в США иностранных шпионов. Он работал в Нью-Йорке и Вашингтоне, в том числе в Госдепартаменте. Утверждается, что Ханссен передавал в Россию информацию о методах США охоты на шпионов, в том числе об электронной разведке. Тем самым Ханссен мог дать российским шпионам возможность найти способ не быть обнаруженными.
Крупный ущерб.
Американские официальные лица говорят, что российский шпион мог нанести крупный ущерб. По данным ФБР, Ханссен может располагать информацией о разведдеятельности бывшего агента ЦРУ Олдриджа Эймса, который работал на Советский Союз в восьмидесятых. В результате его деятельности в Советском Союзе были разоблачены и наказаны по меньшей мере десять американских агентов.
Американские официальные лица прекрасно понимают, какие масштабные проблемы возникают в связи с необходимостью реагировать на происходящие в мире изменения изобретением новых методов шпионажа - и противодействия шпионажу.
В январе бывший президент Билл Клинтон дал распоряжение создать особый пост "царя" контрразведки, деятельностью которого будет руководить совет из четырех человек, высокопоставленных представителей ФБР, ЦРУ, министерства юстиции и Пентагона. Согласно указу CI-21 (Контрразведка 21 века) в обязанности нового "Национального контрразведчика" входит "развивать в контрразведке передовое мышление, отвечающее реалиям эпохи, сложившейся после холодной войны".
Вчера представители ЦРУ и ФБР заявили, что Уилльям Уэбстер, руководивший обеими агенствами, возглавит тщательно подобранную комиссию, которая должна оценить ущерб, нанесенный деятельностью очередного обнаруженного шпиона.
Арест Ханссена, проведенный в его загородном доме в штате Вирджиния, необычен для истории агенства. Он стал лишь третьим агентом, обвиненным в шпионаже, за всю историю ФБР.
Пока известно лишь, что Ханссен прослужил в ФБР 27 лет, в основном в контрразведке. Последние четыре года он работал в Госдепартаменте, в конференцзале которого был обнаружен "жучок", позволявший российским агентам следить за собраниями из припаркованной неподалеку машины.
Американские официальные лица хотят знать, что могло послужить мотивацией для предполагаемого шпионажа.
Действовал ли Ханссен по идеологическим причинам? Или по финансовым? Ханссен жил в Вене, штат Вирджиния, со своей женой и шестью детьми в обычном доме с комнатами на разных уровнях. Семья раз в неделю ездила в церковь на десятилетней машине. Соседи пребывают в состоянии шока и очень высоко отзываются о семье.
А официальные лица утверждают, что они четыре месяца следили за его перемещениями, получив в свое распоряжение некие российские документы. Он был арестован в том момент, когда оставлял в тайнике в парке на севере Вирджинии пакет с секретной информацией.
Российская реакция.
Сначала российские офциальные лица пытались преуменьшить значение инцидента.
"В каждом государстве есть разведывательная организация, каждому государству нужна такая организация. Кроме того, это совершенно в порядке вещей, когда шпионов обнаруживают и арестовывают. Это часть игры; обычное дело," - утверждает Виктор Черепков, член комитета обороны Госдумы.
"Это говорит не о продолжении старой холодной войны или начале новой, - считает Черепков. - Это не испортит отношения между Россией и США. Такое происходит, когда государства пользуются подобными методами, чтобы защитить свои национальные интересы. Все так делают".