Европейский Банк Реконструкции и Развития планирует активизировать свою деятельность в России. 19-20 февраля состоялся визит президента этого банка Жана Лемьера в Москву. После нескольких месяцев сомнений и крупных неудач он, наконец, привез российских властям хорошие новости. Хотя уровень иностранных инвестиций в России продолжает оставаться крайне низким (менее 5 миллиардов, или 5,5 млрд. евро, в 2000 году), а многие эксперты заявляют об отсутствии экономических реформ, по словам Лемьера, ?ЕБРР располагает средствами и должен сделать гораздо больше в этой стране?. ?Однако нас следует познакомить с проектами и обеспечить нормальные условия для инвестиций?, - подчеркнул он.
Банк планирует в этом году предоставить российским предприятиям в качестве кредитов 700 миллионов евро. Таким образом, может быть достигнут уровень 1997 года. Финансовый кризис августа 1998 года привел к прекращению многих проектов, проводившихся Центральным Европейским Банком. В 1999 году этот банк выделил в качестве кредитов лишь 220 миллионов евро, а в 2000 году - 570 миллионов евро. ?К 2003 году объем наших операций может достичь 1 миллиарда долларов?, - сказал Лемьер. Вслед за этим, могут быть инвестированы еще от 3 до 4 миллиардов, поскольку банк, как правило, действует при поддержке частных инвесторов.
Однако новым кредитам должна соответствовать новая стратегия. В октябре 2000 года ЕБРР опубликовала отчет, прозвучавший одновременно как самокритика и как суровое предупреждение российским властям. Многие проекты по инвестированию завершились провалом и угрожали подорвать ?репутацию самого банка?, - говорилось в докладе. Это стало следствием недооценки рисков, ?несвойственных другим странам?: давление, угрозы физической расправы, правовая необеспеченность, коррупция, несоблюдение прав акционеров, регламентарная и юридическая неразбериха. Крайне низкая оценка ?инвестиционного климата? не только привела в уныние частных иностранных инвесторов, но и поставила под сомнение целесообразность деятельности самого банка.
Теперь Лемьер подчеркивает, что ЕБРР будет проявлять большую осмотрительность при выделении кредитов. ?Это не означает, что мы будем навязывать наши условия, сейчас я уже говорю о соблюдении международных норм и стандартов?, - заявил он. Иными словами, он потребовал от российских предприятий следовать стандартным нормам бухгалтерской отчетности, согласиться с необходимостью проведения аудиторских проверок и соблюдением правил международного менеджмента. ЕБРР планирует реализовать два крупных инвестиционных проекта. Первый - предоставление ?Лукойлу?, ведущей российской нефтяной компании, займа в размере 150 миллионов долларов. Банк потребовал от компании предоставить финансовые отчеты за несколько последних лет, что ?Лукойл? делает с большой неохотой.
Кредит ?Газпрому?
Второй проект связан с просьбой газового гиганта ?Газпром? о предоставлении кредита в размере 250 миллионов долларов. Эта компания, деятельность которой не отличается прозрачностью, была вынуждена под давлением российского правительства и акционеров, не обладающих большинством голосов, согласиться с проведением проверки по ее связям с такими компаниями, как ?Итера?. Существуют подозрения, что эти компании принадлежат руководителям ?Газпрома? и причастны к нецелевому использованию ресурсов и активов ?Газпрома?. ?В первую очередь, необходимо понять, как все происходит; по крайней мере, уже начат разговор о прозрачности деятельности компании, таким образом, мы сможем сделать выводы?, - заявил г-н Лемьер.
В марте текущего года ЕБРР должен принять решение о крупном инвестиционном проекте, участниками которого станут крупнейший российский производитель автомобилей ?АвтоВАЗ? и американская группа ?Дженерал Моторс?. Будет выделено 333 миллиона долларов на создание нового совместного предприятия, на котором будет произведено 75 тысяч внедорожников ?Нива-Шевроле?. ЕБРР внесет 133 миллиона долларов, включая кредит в размере 93 миллионов долларов. На протяжении многих лет ?Дженерал Моторс? безуспешно вела переговоры с ?АвтоВАЗом?, компанией, которую обвиняли в уклонении от уплаты налогов и связях с местными мафиозными структурами. ЕБРР выдвинула условие, в соответствии с которым ?АвтоВАЗу? должно принадлежать 41,5% акций совместного предприятия, а ?Дженерал Моторс? будет руководить деятельностью предприятия?. Участие ЕБРР в финансировании предприятия, авторитет этой международной организации, в конечном итоге, убедили американскую компанию принять участие в совместном проекте.