Никто не поверит, но одновременное пребывание в Риме президента Сирии Бешара Асада и Рафика Харири, премьер-министра Ливана, который Дамаск считает почти что своим протекторатом, было совершенно случайным. На самом деле некоторая путаница с датами и недосмотр со стороны итальянского протокола создали слегка затруднительное положение, которое пришлось в срочном порядке исправлять. Ливанский премьер заехал поприветствовать президента-союзника в римский отель. Это был не только визит вежливости, но и повод для обмена мнениями (положительными с обеих сторон) по итогам официальных встреч, проведенных в Италии. Удачливый предприниматель, миллиардер Харири, которому льстит сранение с Сильвио Берлускони, явно обеспокоен драматическим развитием ближневосточного кризиса. Конфликт между палестинцами и израильтянами может иметь самые тяжелые, прежде всего экономические, последствия для Ливана, не говоря уже о возможности американского удара по Ираку. И все это - накануне арабского саммита, который пройдет в Бейруте в конце марта.
Ливанский премьер, который в среду встречался с Карло Азелио Чампи, а вчера - с Сильвио Берлускони, выдвинул предложение, суть которого он разъяснил в интервью газете Corriere della Sera. "Я обращаюсь к Европейскому союзу с просьбой сделать так, чтобы к его голосу прислушались. Если в результате проведения саммита ЕС в Барселоне, запланированного на 15 марта, будет выработана важная мирная инициатива, то это самым благотворным образом отразится на арабском саммите, который откроется через 12 дней".
- Говорят, что некоторые арабские лидеры готовы отказаться от приглашения.
- Нет, гости, короли, эмиры, президенты и главы государств, которым были направлены приглашения, примут участие в саммите.
- Включая и Ясира Арафата?
- Вот этого я не знаю. Арафату не позволяют покидать Рамаллу, но если израильтяне проявят благоразумие, они не будут препятствовать его приезду. Всем гостям, американцам, европейцам, китайцам и японцам, с которыми я проводил переговоры в Бейруте, я говорил, что стратегия урегулирования конфликта, которой следовали до самого последнего времени, ни к чему не привела. Мы не видим, как можно остановить насилие без принятия политического решения.
- Как Вы думаете, сможет ли Арафат выйти из этой ситуации?
- Арабский мир обеспокоен, потому что считает, что Израиль намеревается ликвидировать Арафата.
- Есть много арабов, которые не любят Арафата.
- Но это не значит, что они желают его уничтожения.
- Вы сказали, что не думаете, что волна насилия перекинется и на другие страны. Вы все еще придерживаетесь такого мнения?
- Да, до сих пор. Но если Шарон захочет переселить палестинцев, не знаю, что тогда произойдет. Правительство Тель-Авива продолжает заявлять, что арабы хотят уничтожить Израиль. Это неправда. Мы хотим сосуществовать в мире.
- Как Вы оцениваете предложение наследника саудовского престола, принца Абдаллы, о выводе израильских войск к границам 1967 года, включая Восточный Иерусалим, в обмен на полную нормализацию отношений?
- Все арабы с этим согласны.
- О чем Вы беседовали с премьер-министром Берлускони?
- Мы обсуждали двусторонние отношения. Италия - наш основной торговый партнер. Мы предложили создать новые совместные предприятия. Наша рабочая сила дешевле итальянской, производительность труда - высокая, а налоги - умеренные.
- Несколько недель назад шли разговоры о том, что Ливану грозит кризис по типу аргентинского. Короче говоря, что он в шаге от банкротства.
- Нет. У нас было три тяжелых года, с 1998 по 2000, с отрицательными показателями экономического роста. В прошлом году мы вышли на положительные показатели. В этом году ожидаем рост свыше 3%. Действительно, у нас есть проблема, связанная с внутренним долгом (70%), и она намного сложнее, чем проблема внешнего долга (30%). Однако, экономика развивается. И это уже положительный момент.
- Президент Асад все время повторяет, что сирийское военное присутствие в Ливане носит временный характер, и что в будущем войска будут выведены. Но когда?
- Конечно, военное присутствие является временным. Все еще существует множество проблем, и я откровенно думаю и говорю, что мы пока еще нуждаемся в сирийском присутствии. Это в интересах Ливана. Сирийские войска играют решающую роль в обеспечении стабильности.
Вероятно, имеется в виду тот факт, что "Хезболлах" прекратил или, по крайней мере, значительно уменьшил число ударов по израильтянам.