На миланской презентации коллекции осень-зима Армани был корейский певец Рейн. Это больше чем попытка выйти на новый рынок. Это свидетельство эпохального поворота в мире глобализации. Мы больше не будем подражать Мадонне. Мы не будем освистывать Рейна, Ким Енг Янга, транссексуала Харису: южнокорейские поп-певцы уже возглавляют японские хит парады.
Эра Baywatch или Friends уже закончилась: будущее киноэкранов глобальной деревни принадлежит уже не индонезийскому театру теней, а конечно же, японским манга (манга - это японская культура комиксов, самая развитая и разнообразная в мире), - таким, как Cowboy Bebop и Dragonball, которые уже собирают миллиарды долларов на китайском рынке и проникают даже на американский рынок, - или сентиментальным мюзиклам Болливуда, кино-Мекки Бомбея, пользующимся огромной популярностью зрителей в Индии и в Индонезии. Гамбургеры "Макдональдса" станут реликвией: мы будем стоять в очереди за китайскими пельменями. А лучший университет? В пригороде Мадраса или Шанхая, но не в Сан-Франциско.
Об этом говорит Армани, а задолго до него это поняли постановщики "Бегущего по лезвию бритвы". По правде говоря, достаточно было этой осенью посмотреть на котировки цены на нефть, подскочившие до небес из-за китайского спроса. Или на то, кому принадлежит такая икона мировой технологии, как компьютеры Ibm. Или проверить, кому гигант Microsoft, всегда ревностно относившийся к своим секретам, доверил архитектуру своих новых software: индийцам Infosys и Satyam.
И теперь об этом говорит ЦРУ: глобализация меняет лицо. Оно становится все менее американским и все более азиатским. Китайским, индийским, японским, индонезийским. Ближайшие 15 лет, предупреждает последний доклад Национального агентства по разведке, который под руководством ЦРУ объединяет аналитиков различных американских разведслужб, внесут революционные изменения в ментальную карту мира. Но эти изменения необязательно будут положительными: никогда с 1949 года до наших дней, говорится в докладе, мир не оказывался в такой неопределенной ситуации, никогда раньше ощущение отсутствия безопасности не было таким явным.
Как и все прогнозы, этот сценарий, даже несмотря на то, что он не является плодом деятельности футурологов, гоняющихся за рекламой, можно назвать наброском, сделанным с завязанными глазами. Но не по заказу: в докладе говорится лишь о том, что находится на поверхности, но многие моменты, от Киото до терроризма, идут вразрез с тезисами, милыми сердцу Белого дома. И выводы, на основании которых эксперты Агентства проектируют карту возможного будущего, основываются на анализе сил, уже действующих на глазах у всех.
Глобализация меняет лицо, становится азиатской, потому что не меняет своего мотора, или, если хотите своей души: речь идет о рынке. В 2020 году население Китая, Индии, Индонезии составит три миллиарда человек или половину всего населения планеты, и эта часть населения мира будет значительно превосходить по численности ту, у которой в карманах водятся денежки.
Одновременно с этим, экономика Китая станет, по своим объемам, второй в мире, индийская достигнет уровня развитых европейских стран. Доход на душу населения будет значительно ниже, чем в западных странах. Общий объем экономики аннулирует разницу: уже сегодня ежегодного дохода в три тысячи долларов достаточно для того, чтобы в Азии началась автомобильная революция. Эта огромная сила тяжести вынудит крупные корпорации изучать новые территории, моделировать свою продукцию в соответствии с вкусами, тенденциями, психологией, культурой рынков, растущих все быстрее.
И этот поворот, отмечается в докладе, имеет для Америки положительные моменты. Глобализация, которая в народном воображении ассоциируется больше с Азией, чем с Америкой, может снизить волну антиамериканизма, который в мире очень часто усиливается из-за реакции на глобализацию. Но этот поворот содержит и некоторые опасности. Китайский и индийский рынки открываются миру не пассивно, как японский под канонерками адмирала Перри в конце 80-х годов. Действующие лица на этих рынках активны, жизнеспособны и агрессивны. Впервые за последние 50 лет, подтверждает Адам Сигал, написавший книгу о китайской высокой технологии, США рискуют потерять свое технологическое и научное лидерство. Число американцев, изучающих в университетах эти дисциплины, постоянно снижается: 38% всех выпускников родились за пределами США (половина в Азии). Крэг Барретт, гуру Intel, говорит, что китайцы теперь могут выполнять любые работы в области инженерии, компьютерной техники, менеджмента. Он также подчеркнул, что азиаты шагнули далеко вперед в таких революционных областях, как биотехнологии, нанотехнологии, информатика и материаловедение: на исследования в сфере нанотехнологий они выделяют больше средств, чем США и Европа, вместе взятые.
Но это никак не связано с проблемой научных открытий. В быстро меняющемся мире коммуникаций приносящим победу оружием, отмечается в докладе, становится способность быстро внедрять в производство, в том числе и чужие открытия. В этой сфере американцы всегда лидировали, но теперь их соперниками становятся китайцы и индусы. Все это, указывается в докладе, окажет серьезное влияние на соотношение сил в самых деликатных областях, таких, как защита авторских прав или введение стандартов в промышленности. А также и в сфере финансов: азиаты могут принять решение о замене доллара, хотя бы частично йеной, юанем, рупией и тайваньским долларом. Доходы на азиатских биржах могут стать более высокими, чем на биржах Wall Street.
Разрушительный эффект этой новой ситуации будет геополитическим. Мир на рубеже 2020 года будет более сложным, чем сегодня: наравне со странами-нациями будет существовать сеть мегагородов, их финансовые и информационные связи "могут оказаться более важными, чем сами национальные границы". Но именно в высокой концентрации населения мегагородов, прежде всего третьего мира, кроется самая коварная угроза глобализации. Остановить этот безудержный процесс, каким является глобализация, может, говорят авторы доклада, лишь трагическая мировая эпидемия, как, например, эпидемия испанки, которая в 1918-1919 годах унесла жизни 20 млн человек во всем мире.
Еще одну опасность представляет собой международная напряженность. На карте 2020 года больше нет места для противостояния Восток-Запад. Конечно же, взлет Китая и Индии лишает смысла и противостояние Север-Юг. Этим миром труднее управлять еще и потому, что без глубоких реформ восхождение Азии может привести к тому, что такие традиционные институты, как ООН или МВФ могут оказаться устаревшими. Вместе с тем лишь многосторонний подход позволит погасить такие возможные очаги напряженности, как Кашмир, Корея, Тайвань.
Авторы доклада указывают на возможные попытки изолировать Соединенные Штаты или по меньшей мере оказать на них давление. Лакмусовой бумажкой могут стать отношения с набирающим мощь Китаем. Эксперты рекомендовали Бушу и Кондолизе Райс предпринимать усилия в сфере дипломатии, чтобы приблизить и держать Пекин поближе к Вашингтону.
Но самой щекотливая глава этой работы - соперничество за энергетическое сырье. Одним словом, за нефть. В докладе, как кажется, значение этой сферы недооценивается. Согласно докладу Международного агентства по энергетике, мировые запасы нефти, разведанные и еще не открытые, в ближайшие годы будут сконцентрированы на Ближнем Востоке. В докладе разведывательного агентства говорится, что Ближний Восток станет центром полосы, которая проходит через Юго-Восточную Азию, Северную Африку, до Центральной Азии, где концентрируются самые серьезные угрозы будущего. Эта полоса охватывает страны, обойденные глобализацией, где растет безработица среди молодежи и где сильны религиозные настроения. В этих странах находит своих новых сторонников терроризм, неразлучный попутчик мировой нестабильности в ближайшем будущем.
Но это не тот терроризм, о котором говорит Буш. По мнению ЦРУ и других спецслужб, модель "Аль-Каиды" уже устарела, как закончилось и время афганских моджахедов. Бойцы иракского сопротивления рассеются в сети ячеек, поддерживающих связь через интернет, но географически далеких одна от другой и от того же Ближнего Востока. Против них нельзя проводить привычные операции, как против организаций, имеющих фиксированную базу, или государств, поддерживающих терроризм, таких, как Ирак и Афганистан. Терроризм оттачивает свои технологии, но ЦРУ и другие структуры опасаются прежде всего одновременных широкомасштабных атак.
Составители доклада считают военные конфликты между державами маловероятными. Но не отрицают возможности начала новой "превентивной" войны, такой, как против Саддама. Это, скорее, техническое суждение, но не политическое. Превентивная война возможна. "Совершенствование современного оружия (дальность, точность, разрушительная способность) создает условия, подталкивающие к развязыванию превентивных войн. Кроме того, многие недавние конфликты с применением высокотехнологичного оружия свидетельствуют о том, что исход первых сражений в большинстве случае определяет успех всей кампании. В этих условиях, как считают военные эксперты, превентивное вмешательство необходимо для обеспечения стратегического успеха".