Боснийские источники сообщают: его захватили. Белград все опровергает. Некий сербский офицер говорит: Младич в окружении
Его взяли? Он не в подвале, как Саддам. Даже не в пещере, как бен Ладен. Многие знают, где он. Все знают, что он бродит по Балканам. Его ищут целое десятилетие и все эти десять лет заявляют: на этот раз он оказался в ловушке. Вчера прозвучало очередное заявление: "Арестован Ратко Младич". Если это правда, то остается только ждать: именно вчера забуксовали переговоры в Вене по Косово, потому что Сербия хочет вернуться к обсуждению более выгодных условий.
Стоит отметить и понять: согласно последнему опросу, 57% сербов считают Младича национальным героем. И представить еще одно, если сможете: за этого человека объявлена награда в 5 млн долларов, но никто никогда ничего не сделал, чтобы получить эти миллионы.
Сообщение об аресте появилось после полудня и исходило от заинтересованных - в определенной степени - источников (первым передал новость сербско-боснийский телеканал Bn, а за ним по цепочке официальное агентство новостей Белграда Tanjug и Сербская демократическая партия), затем вроде бы подтвердилось из независимых источников. Beta, частное агентство, описало даже место захвата: 100 км от Белграда, на реке Дрина, между горами Майелика и Сер, разделяющими Сербию и Боснию.
Радио В-92, возглавившее выступление белградской молодежи против Милошевича и рассказавшее об убийстве Джинджича, которое почти не допускает ошибок, не поверило опровержениям правительства Коштуницы (которое, однако собралось ночью на чрезвычайное заседание) и Карлы Дель Понте. Офицер армейских спецслужб, тех, которые организовали блицоперацию, говорит, что сообщение правдиво лишь наполовину: Младич окружен, но, так как Коштуница не хочет его арестовывать и надеется, что он сдастся, ему дали десять дней на размышление. Отсюда, вероятно, и утечка информации. Отсюда и обычное сумасшествие, охватившее журналистов, которые заявляют, что Младич уже на пути в Гаагский трибунал, но Дель Понте, глава трибунала в Гааге, хранившая молчание весь день, вечером выступила с опровержением: "Согласно имеющейся у нас информации, никакой операции по его поиску не проводилось. Речь идет о шумихе в прессе".
Шумиха или нет, с уверенностью можно утверждать следующее: Наполеон Калиновича, как его называли свои, "приоритет из приоритетов" (как его называют в Гааге), палач Сребреницы (об этом знают все) вот уже несколько месяцев ведет переговоры о сдаче. Пресс-секретарь премьера Владета Янкович сообщила об этом впервые: "Проблема может решиться очень скоро, он даже может сдаться". В любом случае, подтверждение придет лишь тогда, когда Младич будет уже находиться в самолете, направляющемся в Нидерланды, чтобы избежать проблем, которые возникли у Хорватии с телерепортажем об аресте генерала Анте Готовины.
Время самое подходящее: ведутся переговоры по Косово, но ведутся и переговоры Сербии и Черногории с ЕС по соглашению об ассоциированном членстве и стабилизации, необходимом переходе, чтобы придать новые силы экономике Белграда. Выдача преступных участников войн 1990-х годов является основным условием для тех, что хочет войти в Европу: Загреб был вынужден сдать своего "героя" Готовину, и албанцы Косова, стремящиеся к независимости, отправили в Гаагу своего премьера Рамуша Харадинаджа.
Дошла очередь и до Младича. Вероятнее всего, его ждет пожизненное заключение, и только лишь потому, что трибуналы ООН не выносят смертный приговор? Тысячи убийств и изнасилований в Хорватии и Боснии, 15 обвинений в геноциде, преступления против человечности, расистские преследования, терроризм, пытки, нападения на мирных граждан, похищения заложников. Плюс еще одна смерть, в которой его не может обвинить ни один судья. Его 23-летняя единственная дочь Анна покончила с собой в 1994 году - ей было стыдно за такого папу.