Частичный вывод британских войск из Афганистана? "Хорошая новость, это означает, что безопасность в этой зоне укрепилась". Обязательства НАТО в Афганистане? "Абсолютно все страны, без исключений, должны делать больше. Следует ликвидировать все препятствия на пути выполнения "правил игры". 60-летний Стивен Хэдли с января 2005 года является советником президента США по вопросам национальной безопасности. В эти дни он находится в Европе, совершая турне, в ходе которого посетит Берлин и Москву. Вчера в Брюсселе он встретился с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером и верховным представителем ЕС по внешней политике и общей безопасности Хавьером Соланой. Прежде чем покинуть бельгийскую столицу, он дал интервью некоторым международным изданиям, в числе которых была итальянская Corriere della Sera.
- Английский премьер объявил о поэтапном выводе войск из Ирака. Что об этом думают Соединенные Штаты?
- Как объяснил премьер-министр Блэр президенту Бушу, речь идет о проведении плановых мероприятий в британских вооруженных силах. Это решение также является отражением прогресса, достигнутого в Басре и на юге Ирака. И зависит, помимо этого, от успехов, которых добились иракские государственные структуры, которые теперь в состоянии брать на себя большую ответственность в сфере обеспечения безопасности. По этой причине, это, в общем, хорошая новость. И американский президент поддержал решение Блэра.
- Действительно, Лондон полагал, что может вывести своих солдат из Басры. Но насильственные действия бойцов милиционных формирований вынуждают англичан оставаться в городе. В чем же заключается "хорошая новость"?
- Я не говорю, что мы оказались перед лицом абсолютно успешной картины. Я говорю, что английский премьер-министр счел, что в Басре появились позитивные сигналы, при которых возникла возможность осуществить перегруппировку сил. Безусловно, мы еще не достигли финального этапа, того, к которому мы все стремимся. Но ясно одно: общественность не должна думать, что англичане утратили веру в успех миссии. Этот шаг британского руководства вовсе не означает отказ от участия в операции в Ираке.
- Но и в Афганистане, как кажется, у Соединенных Штатов возникли проблемы с союзниками по НАТО. Чего вы конкретно требуете?
- Главное - располагать необходимыми силами для осуществления миссии. И речь не идет только лишь о численности. Мы заявляем, что не хотим делить Афганистан на зоны влияния, выделенные различным странам, мы выполняем задачу по установлению безопасности в этой стране. Таким является план, который мы согласовали и который предусматривает возможность гибкого перемещения войск по всей территории Афганистана, в любой район и в любое время, в зависимости от необходимости.
- Таким образом, по вашим словам, различные контингенты должны подчиняться лишь приказам командиров на месте, а не указаниям из далеких столиц, в частности, из Европы.
- Да, необходимо обеспечить генералам, находящимся в Афганистане, гибкость в использовании войск. Необходимо, чтобы страны направляли не войска, которые имеются у них в распоряжении, а контингенты, обладающие характеристиками, соответствующими требованиям военного командования. Необходимо направлять солдат на гибких условиях и без ограничения сферы их применения. Это необходимость. В Афганистане действует коалиция, в состав которой входят несколько государств. Она выполняет задачу, которая никогда раньше не ставилась и не выполнялась. Не все идет так гладко, как хотелось бы, и нам требуется время.
- Между тем нарастает напряженность, связанная с атомными проектами Ирана. Существует вероятность нанесения Соединенными Штатами удара по атомным объектам, построенным Тегераном?
- Мы хотим заставить иранское правительство изменить отношение. Но это не прелюдия к военной операции, но в то же время, как говорит президент Буш и как говорили другие американские президенты в послевоенные годы перед лицом аналогичных ситуаций, мы не исключаем никакого варианта развития событий. Эта проблема касается не только Ирана и Соединенных Штатов. Этот вопрос касается всего международного сообщества.
- Однако Владимир Путин обвиняет американцев в "желании доминировать в мире" и приводит в качестве примера план размещения ракет и радаров в Польше и Чехии.
- Речь Путина нам не понравилась, и думаю, что многие европейцы отреагировали аналогичным образом. Мы можем сотрудничать с Россией во многих областях, начиная именно с Ирана. Что касается ракет, то мы еще в ноябре прошлого года проинформировали Россию и всех союзников по НАТО о своих планах. Речь идет об установках ограниченного радиуса действия, которые служат лишь для защиты от угроз, как те, что исходят от Ирана.