Семьи предполагаемых партизан-исламистов на Северном Кавказе всегда подвергались гонениям со стороны российских спецслужб, пишет корреспондент The Foreign Policy Том Парфитт. "А теперь за них взялась и таинственная группировка "народных мстителей", - утверждает он.
Как поведала автору Марина Мамишева, жительница пригорода Нальчика, 6 февраля примерно в три часа ночи она услышала сильный хлопок. Во двор ее дома кто-то бросил 4 бутылки с зажигательной смесью, начался пожар. Марина, ее старший сын и его беременная жена выбежали тушить пожар. Затем они заметили записку, приклеенную к воротам их дома: "Если ваш сын убьет еще одного жителя республики Кабардино-Балкария, вас уничтожат". Подпись гласила: "Черные ястребы - антиваххабиты".
Сын Марины, 22-летний Астемир, подозревается в принадлежности к боевикам-исламистам. "Марина говорит, что не видела его два с половиной года: осенью 2008-го он пошел с другом на работу и больше не вернулся. Милиция разыскивает Астемира в связи с недавним убийством муфтия Кабардино-Балкарии - представителя умеренных сил, который высказывался против мусульман-фундаменталистов", - говорится в статье. По версии следствия, Астемир также убил видного бизнесмена и, возможно, имел отношение к смертельному ранению сотрудника тюрьмы в конце ноября.
Марина и другие ее сыновья не оспаривают этой версии, но говорят, что не замечали за Астемиром признаков сочувствия мятежникам. "Астемир был очень доверчивый мальчик. Может, потому он попал в их лапы", - говорит Марина.
Она заявила со слезами на глазах: "Мы лишили его наследства. Если теперь он вернется, его братья разберутся с ним еще раньше, чем он попадет в милицию, из-за всех бед, которые он им причинил. Он всегда будет моим мальчиком, но я никогда не пыталась оправдать его поступки. Если он виновен во всех этих ужасных вещах, то я целиком осуждаю это. Так зачем же трогать нас?"
"Слова Марины вновь и вновь повторяют родственники предполагаемых boyeviki на всем Северном Кавказе. Правозащитные организации зафиксировали тысячи случаев злоупотреблений в отношении гражданских лиц со стороны российских сил безопасности со времен чеченских войн 1990-х годов, когда солдаты избивали и пытали чеченцев во временных фильтрационных лагерях. Часто цель состояла в том, чтобы заставить невинных жертв раскрыть имена и местонахождение родственников, принадлежащих к сепаратистам. В последние годы чаще применялась тактика, согласно которой партизан принуждали сдаться, похищая их родственников", - говорится в статье.
"Разумеется, есть более удачные способы наладить сотрудничество с семьями молодых людей, которые, как эвфемистично выражаются местные, "ушли в лес". Например, Дагестан недавно создал комиссию по реабилитации боевиков, которая привлекает родственников к переговорам об их сдаче взамен на смягчение меры наказания за их преступления", - пишет автор. Между тем президент Кабардино-Балкарии правозащитник Арсен Каноков заявил, что дома в родных селах боевиков сжигать не будут, но если родители произвели на свет чудовище, то отвечать за это должны они сами, а не государство.
"Непродуманные высказывания президента", как выражается журналист, усугубились его призывом вооружить спортсменов-любителей, дабы создать сельское ополчение против исламистов. Видимо, ополченцы вроде "Черных ястребов", о которых раньше никто не слышал, вняли призыву, пишет автор. В Кабардино-Балкарии молодежь пересылает друг другу видеообращение, озаглавленное "Обращение Черных ястребов". На экране человек в маске, который обещает ликвидировать тех, к кому обращается (видимо, лидеров исламистского подполья), бесплатно, называет имена Доку Умарова, Астемира Мамишева и Ратмира Шамеева.
"Пока неясно, насколько серьезно "Черные ястребы" намерены воплотить в жизнь свои угрозы, имеют ли они возможности и опыт для их осуществления. Но сам факт того, что подобная организация объявила о своем существовании, создает опасность нарастающего конфликта в обществе: сосед будет нападать на соседа, основываясь на слухах и страхах", - заключает автор.