В Грузии идет борьба двух сил: сторонников прозападных перемен, предпринятых правительством Михаила Саакашвили, и глубинных слоев консервативной культуры, пишет The New York Times. Вряд ли что-то свидетельствует о борьбе этих двух противоположных тенденций более красноречиво, чем отношение к сексу, считает грузинская актриса и модель Шорена Бегашвили, чье эротическое ток-шоу на телевидении недавно было закрыто. По ее словам, молодые люди "не понимают, можно им этим заниматься или нет".
Со времен, когда мужчины похищали себе невест, кавказским семьям свойственна "гендерная асимметрия". "Считалось, что женщины должны сохранять девственность до свадьбы (мать жениха проверяла простыни в брачную ночь), тогда как мужчины наслаждались полной сексуальной свободой, обычно даже и после свадьбы, - отмечает газета. - Эти обычаи в значительной степени сохраняются и сегодня. Родственники отводят молодых людей, не имеющих сексуального опыта, к проституткам, также сильно развита медицинская практика восстановления девственной плевы, называемая "ювелирной работой".
В то же время традиции все чаще ставятся под сомнение, особенно в столице: телевидение под влиянием правительства постепенно пытается либерализовать культурные нормы, в документальных фильмах "институт девственности" исследуется с антропологической непредвзятостью. Шорена Бегашвили стала одной из публичных фигур, покусившихся на тему девственности. В своей программе "Ночь с Шореной" в январе 2010 года она сказала, что "научно доказано", что пары, не занимавшиеся сексом до свадьбы, чаще разводятся. Она отметила также, что грузинские женщины никогда не отличались особой целомудренностью. После этого активисты-консерваторы начали пикетировать телеканал, Союз православных родителей заявил о "шоренизации общества", а программа вскоре была закрыта.
По мнению декана факультета социологии Тбилисского государственного университета Яго Качкачишвили, целью программы было привлечение аудитории, а не сексуальная революция. После закрытия передачи грузинское общество вернулось к прежнему молчанию о сексе. По мнению профессора, такой дисбаланс - следствие "типично восточного менталитета" и доказательство того, что культурная революция, охватившая Запад в 1960-1970-е годы, до Грузии так и не добралась. "Для женщин это ужасно, - сказал Качкачишвили в беседе с корреспондентом Эллен Барри. - Есть женщины, которые ни разу в жизни не занимались сексом".
Трансформация общества, предпринятая командой Саакашвили, оказалась рискованной, как только коснулась частной жизни, отмечает газета. "Грузия - православная страна, и Церковь здесь далеко опережает правительство по популярности. Патриарх Илия II время от времени критикует сторонников вестернизации, а в недавней проповеди предупредил сограждан, что они нравственно портят своих детей, посылая их учиться за границу", - пишет издание. Вопросы нравственности оказываются удобным поводом покритиковать правительство, отмечает газета.
Шорене Бегашвили все равно, кто победит в этом споре. Она говорит, что дети религиозных активистов "делают что хотят, но делают это тихо". По ее мнению, грузины сами со временем сделают выбор в пользу более современного подхода к вопросам половой жизни. Она отмечает, что недовольны всегда одни и те же. "Обычно мужчины говорят что-то вроде: "Ты такая милая девушка, почему ты не можешь вести другую программу?" А женщины говорят: "Где можно купить такое платье, которое было на тебе во время программы?"