Широкомасштабная антитеррористическая операция, проведенная в конце прошлой недели в Лейчестере и Лондоне заставила говорить о Великобритании как об основной опорной базе "Аль-Каиды" в Европе. По данным воскресной прессы, британские ячейки могут насчитывать до нескольких сотен, а может быть и нескольких тысяч симпатизирующих, в распоряжении которых имеются опорные пункты в тех городах, где проживают многочисленные мусульманские общины.
9 из 17 задержанных в конце прошлой недели в рамках общеевропейской операции все еще находятся в полиции. Всего в настоящее время арестовано около 30 человек, задержанных полицией с 11 сентября по подозрению в подготовке террористических актов и в причастности к загадочной "Аль-Каиде" Усамы бен Ладена. По общему мнению, самая масштабная антитеррористическая операция, когда-либо проводившаяся в Великобритании, может привести к важным изменениям в излишне терпимой позиции британских властей в отношении исламского движения.
Выявление террористической сети "Аль-Каиды" в Великобритании, по правде говоря, ни для кого сюрпризом не явилось. Ведь известно, что француз Захариас Муссауи, первый, кому в Соединенных Штатах было предъявлено обвинение в рамках расследования терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, учился в лондонском университете, где и увлекся идеями радикального исламизма. Ричард Рейд, предпринявший попытку совершения теракта при помощи взрывчатки, заложенной в ботинок, был "исламизирован" имамом-интегралистом в тюрьме Брикстона. Ферос Авваси, один из двух британцев, содержащихся на базе в Гуантанамо, в свою очередь, усердно посещал мечеть в Финсбюри Парк. Находящийся в настоящее время в бегах "посол" "Аль-Каиды" в Европе, палестинец по происхождению Абу Катаба, проживал в Болтоне, недалеко от Манчестера. Арестованный по требованию Вашингтона алжирский пилот Лотфи Раисси, подозреваемый в том, что именно он был одним из инструкторов воздушных пиратов, жил в Слоухе (Slough), Беркшир. Его супруга работала регистратором компании Air France в аэропорту Хитроу.
Двум алжирцам, Багдаду Мезиане и Брагиму Бенмерзуга, предъявлено обвинение в принадлежности к сети "Аль-Каиды". Джамиль Бегал, которого называют руководителем группы боевиков, планировавших нападение на американское посольство в Париже, и завербовал Муссауи и Рейда. Бегал заявил французским следователям, что он вербовал сочувствующих в мечетях в Лондоне и в Лейчестере. В том же промышленном городе, расположенном в 100 километрах к северу от столицы, через несколько дней после терактов были арестованы трое человек, среди которых был и Камиль Дауди, осужденный во Франции за подготовку террористического акта.
В материалах, опубликованных в воскресном издании The Observer, подчеркивается тот факт, что в последние годы множество ассоциаций исламистских активистов поделили на зоны влияния обширную территорию, простирающуюся до Midlands [центральные графства Великобритании ? примечание редактора], включая и Лондон.
В частных беседах британские официальные лица признают, что до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне помимо рутинных расследований не принималось никаких мер для расселения исламистов в Лондоне, Лейчестере, Брэдфорде или Манчестере.
Проповедники-интегралисты, известные своими антиамериканскими и антисемитскими взглядами, пользовались авторитетом в мечетях, служащих рассадниками экстремистов, где исламские братства организовывали сбор средств для оказания помощи нуждающимся мусульманам. Часть этих средств изымалась и направлялась подпольным группировкам.
Критикуемая в настоящее время терпимая политика Великобритании позволяла таким странам, как Саудовская Аравия и страны Персидского залива, являющиеся важными клиентами британской, прежде всего, военной промышленности, ощутить определенное послабление в отношении ислама. Затянувшийся процесс принятия нового антитеррористического законодательства стал еще одним подтверждением двойственности позиции Великобритании. По мнению все того же The Observer, эта нерешительность позволила некоторым предполагаемым террористам исчезнуть.