В понедельник министр печати России отключил эфир крупнейшему в стране независимому телеканалу после того, как его журналисты отказались бросить своего владельца, чтобы спастись самим.
Длящаяся уже несколько месяцев баталия вокруг ТВ-6 вновь заставила испытать тревогу за свободу СМИ в России, а исчезновение телеканала из эфира, которое произошло в полночь, скорее всего, вызовет новый вал международной критики в адрес президента Владимира Путина.
После того, как на экранах появилась чернота, пресс-секретарь ТВ-6 Татьяна Блинова заявила, что сотрудники телеканала намерены провести ночью совещание, чтобы обсудить свои дальнейшие планы, и настаивала, что они найдут способ выразить свой протест по поводу закрытия.
Напряжение достигло предела, когда генеральный директор ТВ-6 Евгений Киселев сообщил, что правительство оказывало на него давление, чтобы он порвал с владельцем ТВ-6 Борисом Березовским.
По словам Киселева, когда 11 января Высший арбитражный суд принял решение о ликвидации ТВ-6, министр печати Михаил Лесин позвонил ему и предложил сделку, сказав, что журналисты ТВ-6 смогут по-прежнему выходить в эфир, если они откажутся от Березовского.
"Нам сказали: это ваш последний шанс. Воспользуйтесь им, или мы в министерстве печати лишим вас эфира, - заявил Киселев на радиостанции "Эхо Москвы". - Мы дрогнули и потеряли самообладание".
По словам Киселева, находясь давлением, в письме Лесину он согласился отказаться от лицензии на вещание. Это должно было позволить журналистам участвовать в конкурсе на новую лицензию без Березовского и тем самым нанесло удар по попыткам Березовского в судебном порядке отсрочить закрытие ТВ-6. Магнат назвал этот шаг "признаком слабости".
Киселев сообщил, что в понедельник он направил Лесину другое письмо, в котором назвал отказ от лицензии недействительным. "Мы допустили ошибку", - подчеркнул Киселев.
Вскоре после выступления Киселева в министерство печати прибыли судебные приставы и потребовали, в соответствии с решением суда, отзыва лицензии у головной компании ТВ-6 и запрета на проведение любых финансовых операций.
"У нас нет другого выхода, кроме как выполнить требования судебных приставов", - заявил Лесин в интервью ОРТ. По его словам, сейчас у журналистов нет законных оснований для продолжения вещания.
Он сообщил, что уже предложил некоторым компаниям временно вещать на частотах ТВ-6, пока в ходе тендера на обладание постоянной лицензией, намеченного на март, не будет выбрана новая компания.
Лесин опроверг связь между решением Киселева дать "задний ход" и появлением судебных приставов, однако подчеркнул, что был удивлен последним решением Киселева, которое, по его словам, поставило под сомнение способность телеканала действовать независимо.
По словам Блиновой, вполне возможно, что лишение ТВ-6 эфира было реакцией на заявления Киселева.
Путин назвал дело ТВ-6 спором хозяйствующих субъектов и подчеркнул, что правительство не намерено в него вмешиваться.
"Я убежден, что президент вмешивался в ситуацию с ТВ-6 на всех стадиях конфликта, - заявил в интервью НТВ лидер Союза правых сил Борис Немцов. - Очевидно, что сводя счеты с Березовским, Путин урезает свободу СМИ, свободу слова в России. Я считаю его вмешательство грубой политической ошибкой".