Автор называет его самым богатым художником за все времена
Флоренция. Того, кто приехал в этот позолоченный город, почти сразу ошеломляет творческая плодовитость Микеланджело. Соборы, часовни, статуи - он оставил миру самые возвышенные творения искусства.
Но это только часть всей картины, и остальное выглядит не так лестно. Пять веков лет спустя после того, как изваян Давид, стало известно, что человек, который щедро расходовал время и силы на создание множества шедевров Ренессанса, скупился тратить деньги на других и на себя.
Увы, Микеланджело был скряга.
Это один из выводов опубликованной недавно книги "Богатство Микеланджело", вышедшей из-под пера искусствоведа-профессора, который нашел в архивах поразительные финансовые документы, свидетельствующие о скрытом от людских глаз состоянии и безмерном скопидомстве.
Хотя художник много жаловался на претерпеваемые им лишения и зачастую его считали почти бедняком, он умер в 1564 году, обладая состоянием, в современном исчислении равном десяткам миллионов долларов. Так полагает профессор Рэб Хэтфилд, американец, по программе обмена с Сиракузским университетом преподающий сейчас во Флоренции.
И эти деньги отнюдь не свалились на него в самом конце жизни. Хэтфилд доказывает, что почти все свои 89 лет Микеланджело был богат.
Однако он старался не показывать этого и не желал ни с кем делиться.
"Он был самый богатый художник за все времена", - сказал в интервью Хэтфилд, и все-таки жаловался членам семьи на нехватку денег, горестно сетуя на судьбу, чтобы отказать им в финансовой помощи.
В поездках куда-либо с помощниками Микеланджело снимал одну кровать на всех, и причина тому лежала не в эротике, а в экономии. Художник удовлетворял свою страсть к деньгам.
Исследование Хэтфилда, начавшееся почти восемь лет назад, получило широкую известность лишь в последние месяцы, после выхода в свет его книги, академического исследования, опубликованного в Италии по-английски.
Эта работа подтверждает, добавляя красочные детали, ту истину, которую искусствоведы уже поняли, а прочая публика еще нет: какие бы терзания не мешали вдохновению Микеланджело, причина их крылась отнюдь не в бедности.
К своему 30-летию он имел за спиной "Давида" и "Пьету", и гонорары его, так же как и репутация, росли как на дрожжах.
Хэтфилд совершенно случайно обнаружил банковские счета Микеланджело, до того никому не известные. Он пытался уточнить датировку написания некоторых сцен на потолке Сикстинской капеллы и внимательно прочел несколько писем Микеланджело, написанных в этот период. Там говорилось об этой работе, и упоминались банковские счета. Хэтфилд нашел эти банковские счета там же, где до того были обнаружены изученные вдоль и поперек счета Леонардо да Винчи.
В документах упоминались суммы в золоте, равные сотням тысяч сегодняшних долларов США.
"Увидев эти цифры, я напрочь забыл про потолок Сикстинской капеллы", - говорит Хэтфилд.
Он связал всю информацию воедино: эти счета, другие счета Микеланджело - в Риме, письма художника, его биографии.
В результате сложился портрет творца - в высшей степени успешного и поразительно скупого предпринимателя.
Отношение к Микеланджело было чрезвычайно почтительное, и платили ему прекрасно.
Работая над Лаурентианской библиотекой во Флоренции, он получал ежемесячный оклад от папы Клемента VII, равный 600 тыс. долларов в год, - говорит Хэтфилд.
За надгробие папы Юлия II, согласно Хэтфилду, Микеланджело получил более 10 млн долларов, хотя так и не завершил проекта. "Он принимал заказы, обязуясь сделать раза в четыре больше того, что был физически в состоянии, и всякий раз брал солидный задаток".
Владея землей, хорошо платя своим помощникам и, волей-неволей, значительно помогая родным, он все-таки придерживал большую часть средств.
Дом в Риме, где Микеланджело умер, был почти не обставлен, там не нашлось ни книг, ни драгоценностей, но стоял сундук с золотом, которого хватило бы, чтобы купить палаццо Питти.
Фред Плоткин, итальянский искусствовед, работающий сейчас над книгой "По следам Микеланджело", которую в будущем году опубликует издательство Crown, говорит, что ничуть не удивлен, что скопидомство Микеланджело зачастую трактуется как испытываемые им финансовые затруднения.
Даже и сейчас, говорит Плоткин, "мы мало о нем знаем".
То, что известно, говорит он, исходит в большинстве своем из того, что написано самим Микеланджело, и достоверность этих сведений сильно окрашена настроением художника.
"Это был человек, страдающий приступами мрачного настроения", - говорит Плоткин.
Хэтфилд полагает, что укоренившееся представление о Микеланджело как о художнике, не получившем достойного вознаграждения, во многом соответствует расхожим клише о творцах.
"Когда речь идет о звездах спорта или кино, мы прикидываем, сколько же они зарабатывают, но о художниках нам нравится думать, что они страдальцы", - говорит профессор.
"Если они богаты, это обман. Им положено голодать".