Митинг, состоявшийся в прошлый уик-энд в центре Москвы, был задуман как знак солидарности со старым другом, Ираком, в тот момент, когда американский агрессор активизирует военные приготовления, но собрал всего 150 человек.
Этот факт может объяснить, почему президент Владимир Путин, скорее всего, не воспользуется своим правом вето в СБ ООН, чтобы выступить против американского удара по Ираку. В то время как в остальной Европе все громче звучат голоса противников войны, утверждающих, что инспекторы ООН не обнаружили убедительных доказательств наличия у Ирака программы создания оружия массового уничтожения, Путин занял осторожную позицию. Он знает, что его электорат озабочен более насущными проблемами, чем защита бывшего союзника СССР.
Официально Россия призывает к мирному урегулированию кризиса и предостерегает США от односторонних действий. Однако по мере приближения возможных дебатов в ООН по поводу проведения военной операции, Россия делает все возможное, чтобы избежать публичного разрыва с США. По словам политических экспертов, Путин пытается добиться расположения президента Буша, чтобы российские компании не остались не у дел при дележе нефтяных месторождений после свержения режима Саддама Хусейна или чтобы Вашингтон закрыл глаза на военную кампанию в Чечне. Однако аналитики, проводящие опросы общественного мнения, считают, что для Путина не менее важны настроения его электората.
Около 40% из 1600 россиян, опрошенных в октябре прошлого года, заявили, что, если США нападут на Ирак, Россия должна пассивно наблюдать за развитием событий и оставаться союзником США в борьбе с терроризмом. 14% опрошенных заявили, что Москва должна поддержать американскую военную операцию. Только 3% респондентов считают, что Россия должна применить военную силу для защиты Ирака.
В то время как канцлер Германии Герхард Шредер увеличил свою популярность в Германии, высказавшись против американского удара по Ираку, "Путин учитывает настроения в России и считает, что ему не стоит вмешиваться, ставя под угрозу отношения с США, подчеркивает сотрудник ВЦИОМ (именно он проводил этот опрос) Леонид Седов.
Это не означает, что россияне дают Вашингтону карт-бланш. Отвечая на вопрос, почему США хотят развязать войну с Ираком, 43% опрошенных заявили, что Вашингтон намерен "показать, кто в мире хозяин". 34% респондентов подчеркнули, что США хотят "установить контроль над иракскими нефтяными месторождениями". Кроме того, теоретически россияне могут более активно выступить против войны, если инспекторы ООН по-прежнему не найдут убедительных доказательств осуществления Ираком программы создания оружия массового уничтожения. Во вторник министр иностранных дел России Игорь Иванов назвал урегулирование конфликта военным путем "крайним средством".
Однако принимая во внимание многочисленные экономические проблемы, с которыми сталкивается Россия - от безработицы до отключения электроэнергии, - мало кто из россиян хочет, чтобы Кремль расходовал драгоценную энергию на внешнюю политику. На митинге в Москве один из депутатов правой ориентации, одетый в камуфляжную форму, призвал своих сограждан "бороться с американским империализмом". Однако толпа была немногочисленна и безразлична - через час они и вовсе все разошлись. Даже организаторы митинга признали свое поражение. "Россия устала от протестов - люди просто хотят нормально жить", - заявил рядовой член националистической партии ЛДПР Юрий Болдарев.
Сейчас россияне ведут себя совершенно иначе, чем в 1999 году, когда американцы бомбили Сербию, - это вызвало резкие протесты со стороны россиян, ощущавших свою этническую близость со славянскими соседями. Тогда половина опрошенных считала, что Кремль должен защитить Белград дипломатическими методами. В отношении Ирака сейчас подобные чувства испытывает всего 21% россиян.
По мнению экспертов, длительная война в Чечне способствовала развитию недоверия в отношении мусульманского мира в целом. "Люди не испытывают симпатии к Ираку или какой-либо другой арабской стране - эти страны рассматриваются как потенциальные противники", - отметил Седов.
Нынешняя ситуация резко отличается от советских времен, когда Москва развивала тесные отношения с арабами, особенно с иракцами, чтобы противостоять американскому влиянию на Ближнем Востоке. Вскоре после того, как в начале 70-х годов Саддам Хусейн пришел к власти, русские завоевали его расположение, направив целую армию инженеров для оказания помощи в разработке первых нефтяных месторождений. Затем Россия выступала в роли главного поставщика оружия Багдаду в его войне с Ираном.
Многие иракские ученые и политики получили образование в российских университетах, и что-то от духа сотрудничества советских времен сохранилось до сих пор. На этой неделе посол Ирака в России Аббас Халаф заявил корреспонденту одной из московских газет, что Багдад верит в Россию и рассматривает ее как надежного партнера арабов и мусульман.
Некоторые россияне до сих пор энергично выступают в защиту Ирака. Директор Литературного института имени Горького Сергей Есин является членом общества иракско-российской дружбы.
"Я не верю опросам общественного мнения - я считаю, что в случае американского удара по Ираку Россия окажет Багдаду очень активную поддержку", - подчеркнул Есин, полюбивший Ирак после того, как пять лет назад ездил в Багдад, чтобы обучать студентов русской литературе.
Однако последний раз Есин виделся со своими коллегами по обществу дружбы полтора года назад и, насколько ему известно, общество не проводит акций протеста против войны. "Мы встретимся, когда они начнут бомбардировки", - отметил он.