Дискуссия по вопросу об увеличении ставки налога на потребление, развернувшаяся в парламенте, является, прежде всего, проблемой кабинета Дзюнъитиро Коидзуми. Лидеры Либерально-демократической партии уже с уверенностью говорят о том, что противоречивая политика налогообложения, проводимая кабинетом Коидзуми, станет главной темой для обсуждения во время выборов президента партии, намеченных на сентябрь.
Это означает, что спор о налогах может стать серьезным препятствием для осуществления Коизуми его планов возглавить партию и на следующий срок. Рано или поздно правительство будет вынуждено поднять текущую 5-процентную ставку налога на потребление. Резкое снижение рождаемости на фоне увеличения процента нетрудоспособного населения уже создает значительные трудности в покрытии затрат на социальное обеспечение исключительно за счет страховых взносов, вносимых работающей частью общества.
Дебаты об увеличении налога на потребление становятся все более оживленными, поскольку доля правительственного вклада в программу пенсионного обеспечения должна повыситься с 1/3, как в нынешнем году, до 50% в 2004-м финансовом году. Таким образом, уже в этом году правительство должно составить и принять проект реформы налоговой системы. Эксперты по проблемам социального обеспечения считают, что, если правительство, повысив ставку налога на потребление, не будет ассигновать часть полученных доходов в фонды социального обеспечения, налог ляжет тяжким бременем на плечи народа, который в этом случае вряд ли поддержит реформу в целом. Члены Консультативного кабинета Либерально-демократической партии даже внесли предложение увеличить сумму партийных взносов.
Представителями деловых кругов был также выдвинут проект по урегулированию налоговой политики, который озвучил Хироси Окуда, председатель Федерации бизнеса Японии. По сути, проект повторяет январские тезисы, получившие название "взгляды Окуды": предлагается постепенное повышение ставки налога на потребление, с тем чтобы с 1% в 2004 финансовом году она повысилась до 16% за десятилетний период.
Отчасти этот план представляет собой попытку смягчить общее бремя растущего налогообложения, особенно с учетом скорого увеличения правительством суммы страховых взносов на социальное обеспечение.
Министерство финансов в целом одобряет рост налога на потребление, желая тем самым обеспечить себе устойчивые доходы, которые позволят провести намеченную реорганизацию финансовых структур.
Интересы, исходя из которых деловые круги и Министерство финансов поддерживают увеличение налога на потребление, могут быть различны, но их объединяет одно: общее понимание, что оно неизбежно.
Поэтому дебаты вокруг повышения ставки налога на потребление воспринимаются не просто как локальная дискуссия в рамках Либерально-демократической партии, а скорее как определение кандидатуры будущего главы партии, который будет утвержден на предстоящих выборах и определит политический курс партии после смены ее руководителя. Сам Коидзуми заявил: "Я готов участвовать в дебатах по повышению ставки налога на потребление, но пока я нахожусь у власти, я не пойду на этот шаг".
В парламенте главными противниками Коидзуми являются бывшие генеральные секретари ЛДП Макото Кога и Хирому Нонака - лидеры так называемых "сил сопротивления", наиболее критически настроенных к структурным реформам Коизуми. На предстоящей сессии парламента, посвященной проблемам социального обеспечения, к ним должен присоединиться и генеральный секретарь Новой консервативной партии Тосихико Никаи.
Комментируя предстоящие слушания, лидеры, оппозиционные нынешнему кабинету министров, заявили: "силы сопротивления" станут и реформаторами, и правительством, они будут, как всегда, защищать народ. Они подчеркивают: "В то время как Koга и многие другие убеждены в том, что правительство обязано предпринять попытку преобразования системы социального обеспечения, прежде всего повысив ставку налога на потребление, Коидзуми своим отказом пойти на этот шаг демонстрирует только неспособность проводить реформу". Кога и другие оппозиционеры критикуют премьера за популизм и уклонение от политической ответственности.
Если Коидзуми победит на партийных выборах, он будет руководить ЛДП еще в течение трех лет. Тогда, скорее всего, он будет вынужден включить повышение ставки налога на потребление в свою политическую программу на последующие три года. Ведь государственные доходы от налогообложения не растут из-за дефляции, и платежный баланс правительства все более скатывается к дефициту. Поэтому реформа системы социального обеспечения должна быть проведена как можно быстрее. Те, кто поддерживает премьера, весьма обеспокоены действиями Кога, Нонака и других оппозиционеров. Они убеждены - главная цель оппозиции состоит в том, чтобы "прихлопнуть" премьер-министра.
Один из ведущих лидеров ЛДП, близких к премьер-министру, советует ему "вплотную заняться вопросом налога на потребление, если он будет переизбран председателем ЛДП". Он убежден, что, поскольку главным пунктом политической программы Коидзуми было проведение экономической реформы, премьер получит поддержку и понимание народа, даже повысив ставку налога на потребление, если эта мера будет направлена на совершенствование системы социального обеспечения.
Сторонники премьера поясняют: когда Коизуми заявил о том, что не будет поднимать ставку налога на потребление, пока находится у власти, он имел в виду свое пребывание на посту президента ЛДП, а оно заканчивается в сентябре. Иными словами, с того момента, как он будет переизбран президентом партии на второй срок, он уже не будет связан данным обещанием.
Конечно, поднять налог на потребление премьеру будет нелегко.
Вряд ли Коидзуми добьется понимания людей, если его правительство не прекратит расточительные расходы и не создаст эффективного экономического механизма в ходе административных и финансовых реформ. Прежде всего, правительству будет необходимо четко объяснить, как оно собирается использовать доход, полученный от повышения ставки налога на потребление, и во что это обойдется людям, на плечи которых ляжет это бремя.
В 1979 году ЛДП потеряла значительное количество мест на всеобщих парламентских выборах, когда кабинет Масаёси Охира сделал попытку повысить общую ставку налога на потребление, а кабинет Нобору Taкэсита увеличил ее до 3%. Если говорить о политических перспективах на ближайшие несколько лет, то вопрос об увеличении ставки налога на потребление, несомненно, станет главной причиной предстоящих политических бурь.