Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 января 2007 г.

Оуэн Мэтьюз | Newsweek

Кремлевский инсайдер: "Мы не чудовище"

Александр Медведев - заместитель председателя правления "Газпрома" - гигантской компании, расположенной в самом центре новой российской энергетической империи. На прошлой неделе он объявил о том, что доходы компании за 2006 год выросли на 43% и составили 37,2 млрд долларов. Этому не помешало открытое беспокойство европейских лидеров по поводу того, что Россия использует поставки нефти и газа для давления не своих небольших соседей вроде Белоруссии и Украины. Медведев - один из представителей "Газпрома", готовящихся к поездке в Давос, где главным вопросом повестки дня будет "перераспределение сил" в пользу новых игроков, в частности России. Они постараются представить Россию в виде надежного партнера и выступят против европейского стремления к диверсификации. Медведев побеседовал в Москве с корреспондентом Newsweek Оуэном Мэтьюзом.

- Насколько прекращения поставок нефти и газа в Белоруссию и на Украину повредили репутации России?

- Есть латинское выражение: "Через тернии к звездам". Наши действия были поняты неправильно, особенно прессой. В действительности все наши шаги были направлены на то, чтобы уменьшить в долгосрочной перспективе угрозы газовым поставкам. Для этого нужно было нормализовать отношения с транзитными странами. Эти транзитные страны привыкли жить за чужой счет. Теперь мы переводим свои отношения с потребителями на рыночную основу. Мы подписали новые долгосрочные контракты, не на пару зим, а до 2025 и 2030 года. Кризисов больше не будет.

- Канцлер Германии Ангела Меркель сказала об "исчезновении доверия" к России.

- Вопрос об энергетическом сотрудничестве чересчур политизирован. Если смотреть в перспективе, то мы поставляем газ в Европу более 30 лет, и ни разу мы не нарушили своих договорных обязательств. Даже во время отключения газа Украине (в 2006 году) мы продолжали поставлять газ европейским потребителям - проблемы возникли из-за транзитной страны, а не из-за нас.

- Почему же так сильны подозрения в отношении России?

- "Газпром" стал одной из ведущих мировых энергетических компаний, и не всем это нравится. Некоторые изображают "Газпром" в виде чудовища. Но на самом деле мы так же сильно зависим от европейских потребителей, как и они от нас. Две трети наших поставок идут в Европу, и большинство наших инвестиционных программ также предназначены для европейских потребителей.

- Как бы то ни было, Дик Чейни обвиняет Россию в том, что она использует энергию в качестве оружия.

- Я с этим категорически не согласен. Возможно, российское государство и является нашим крупнейшим акционером, но мы - коммерческая компания. Мы действуем в соответствии с общими принципами корпоративного управления - зарабатываем деньги, повышаем капитализацию нашей компании и стоимость ее акций.

- Некоторые европейцы опасаются, что "Газпром" станет продавать газ Китаю вместо Европы.

- В нынешней ситуации спрос на импортный газ в Европе будет расти, потому что европейские резервы сокращаются. Но в то же время мы слышим, что Европа хочет снизить свою зависимость от России. Значит, европейцы полагают, что будут получать газ из других источников. Хорошо, но нам нужно знать, собирается ли Европа это сделать или нет, потому что мы говорим о вложениях ценой в миллиарды долларов, когда речь идет о новых трубопроводах - например, трубопровод по дну Балтийского моря. Если Европа готова покупать больше газа, мы готовы продавать больше. Если не готова, то у нас есть другие потребители, и в их числе Китай.

- Видите ли вы возможность конфликта между Соединенными Штатами и Россией из-за энергетических запасов Центральной Азии?

- Мы видим, что интересы США в этом регионе очень сильны. Иногда они играют не совсем по правилам. Например, в прошлом году мы вели переговоры с Турцией и Грецией о поставках газа в Европу по Южному коридору (через трубопровод "Голубой поток" по дну Черного моря). Мы достигли соглашения. Однако затем в Грецию прибыла Кондолиза Райс, которая заявила, что Россия - ненадежный поставщик. Мы были удивлены. Тем не менее мы предпочитаем считать США своим партнером. Мы надеемся, что США станут крупным покупателем нашего сжиженного газа. Мы пригласили компанию Chevron к участию в разработках в Западной Сибири.

- Стремятся ли Соединенные Штаты, по вашему мнению, подорвать влияние России?

- Этот спор идет еще с советских времен. Что лучше для мира: слабая или сильная Россия? Тогда было решено, что лучше ослабить Советский Союз, и это, возможно, было правильно, учитывая его тоталитарные тенденции. Однако нельзя действовать так же по отношению к России. Сильная Россия - это гарант безопасности, а не просто поставщик энергии. Сильная, демократическая Россия выгодна миру. Но, я боюсь, многие на Западе все еще исповедуют старые взгляды.

- Были ли претензии правительства к экологическим нарушениям со стороны Royal Dutch hell способом заставить компанию продать большую часть проекта "Сахалин-2" "Газпрому"? Одна из западных газет назвала эту продажу "ограблением при поддержке государства".

- Я сам с Сахалина, и я очень чувствительно отношусь ко всем экологическим нарушениям там. Покупка нами "Сахалина-2" происходила исключительно на рыночной основе. В Калифорнии, например, ко всем нефтяным компаниям предъявляются очень жесткие экологические требования, но никто не обвиняет губернатора Калифорнии в "ограблении" нефтяных компаний. Он всего лишь защищает экономические и экологические интересы своего народа - так же, как и мы.

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru