Голливудских актеров и актрис, надеющихся получить номинацию на "Оскар" за счет одной только силы своего таланта, может ждать разочарование, говорится в новом докладе.
Исследователи, проанализировавшие судьбы 20 тыс. фильмов, обнаружили, что первое слагаемое для номинации на получение самой вожделенной премии киноиндустрии - главная роль в драме. Шансы на успех повышаются, если картина выходит на экраны в год, в который снимается меньше фильмов, чем обычно. Кроме того, шансов на номинацию больше у представительниц женского пола.
Выводы исследования наверняка порадуют британскую актрису Киру Найтли, которая надеется быть номинированной за роль в драме "Искупление".
Она уже была номинирована на премию Bafta (премия Британской академии киноискусств. - Прим. ред) в категории "Лучшая актриса" за эту же роль - подруги героя, которого исполняет Джеймс Макэвой, в экранизации любовной истории военного времени Иена Макьюэна.
Используя данные интернет-базы Internet Movie Database по каждому фильму, номинировавшемуся на "Оскар" с 1927 по 2005 годы, группа исследователей решила выяснить факторы, которые повышают шанс актера на номинацию.
Среди сфер, принимавшихся в расчет, были тон фильма и его тема, характер роли, пол исполнителя и его контакты в киноиндустрии.
Изучив 171 539 ролей 39 518 актеров в 19 351 фильме, ученые выяснили, что шанс актера на номинацию повышается в 9 раз, если он снялся в драматическом фильме.
"Шансы актера на номинацию, преимущественно, задаются еще до того, как начинает работать камера, тогда, когда покупается сценарий, подписывается договор с режиссером и подбирается состав исполнителей", - указала Николь Эспарза, которая возглавляла работу, проводившуюся в рамках Калифорнийского центра исследований населения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
"Удивительно, как много переменных, помимо талантливой игры актера, определяют, кто будет номинирован. В индустрии развлечений уже давно витало ощущение, что в процессе номинаций отдается предпочтение драмам, но я не думаю, что кто-то осознает масштаб этого эффекта".
Ученые выяснили, что актрисы номинируются в два раза чаще, чем актеры-мужчины. "То, что женщин в кино меньше, чем мужчин, играет им на руку", - отметила Эспарза.
"Поскольку в фильмах женщин-исполнительниц меньше, чем мужчин, а при этом и те и другие претендуют на одинаковое количество наград, у актрис больший шанс быть номинированными, чем у актеров. Это простая арифметика, но, насколько я знаю, до сих пор никто не поднимал этой темы".
Имевшая место в прошлом номинация на премию "Оскар" многократно повышала шансы на дальнейшее признание.
Группа ученых назвала это "эффектом Матфея" - в Евангелии от Матфея (25:29) говорится: "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".
Исполнители также имеют больше шансов быть номинированными, если они снимаются в фильме, сценаристы и режиссеры которого номинировались ранее. Исследователи назвали это "эффектом Роберта Форстера".
Он - много снимавшийся актер, который ни разу не был номинирован на "Оскар", пока в 1997 году не снялся в фильме "Джеки Браун", где сценаристом и режиссером выступил оскароносный Квентин Тарантино, а играли получивший "Оскар" Роберт Де Ниро и номинант на "Оскар" Сэмьюэл Л. Джексон.
Однако в противовес широко распространенному убеждению, что успех в большей степени связан с тем, кого ты знаешь, чем с тем, что ты знаешь, ученые доказали лишь вспомогательную роль человеческих контактов. Они обнаружили, что шансы на номинацию актеров, которые на протяжении ряда лет работали со многими людьми в киноиндустрии, отнюдь не повышаются.
"Во всех сферах жизни, согласно расхожему мнению, важно не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь", - заметили ученые. - И Голливуд, возможно, ничем не отличается, за исключением области номинаций на награду Американской киноакадемии. Удивительно, но факт: контакты не помогают и не мешают актеру в процессе номинации".