Англоязычные газеты сообщают об обвале рубля, который произошел в четверг, и оценивают состояние российской экономики в целом.
"Российский рубль падает, а ЦБ стоит в стороне" - комментирует ситуацию в заголовке Financial Times. Когда руководство дало понять, что готово допустить падение рубля вслед за ценами на нефть, рубль поставил новый рекорд - 85,97 к доллару, напоминают журналисты Макс Седдон и Джек Фарчи.
В отличие от декабря 2014 года, многие россияне восприняли очередное падение рубля с мрачным смирением.
"Это совершенно нормальная адаптация к цене на нефть. Если цена на нефть еще больше снизится, рубль вновь упадет", - сказал в интервью газете Кирилл Дмитриев, глава российского фонда суверенного богатства, РФПИ.
По словам аналитиков, относительное спокойствие также объясняется тем, что у россиян просто стало меньше денег.
"Они все потратили в ноябре/декабре 2014-го, - заявил Иван Чакаров (Citibank). - Если рубль дойдет до 100, мы, возможно, увидим панику. Но переход с 30 до 80 - не то, что с 70 до 85. Люди психологически приспособились".
Но некоторые крупные чиновники и олигархи призывают к интервенциям, отмечает издание. Олег Дерипаска сказал в интервью российскому телевидению, что политика Набиуллиной равносильна "бездействию".
"На фоне низких цен на нефть российский рубль упал к доллару до рекордной отметки" - отмечает в заголовке The Wall Street Journal. Это произошло несмотря на то, что высшие чиновники пытались преуменьшить значение обесценивания, отмечает журналист Андрей Остроух.
В четверг "мы увидели панику на российском рынке, если учесть, что цены на нефть оставались почти на уровне вчерашнего дня", отметил эксперт Иван Копейкин (BCS Express).
"Падение рубля произошло на следующий день после того, как ЦБ заявил, что обесценивание обоснованно и не несет риска для финансовой стабильности. Рынок воспринял это заявление как прямой намек на то, что в ближайшее время ЦБ не планирует интервенций для борьбы с ослаблением российской валюты", - говорится в статье.
"Наталья Орлова, экономист "Альфа-банка", заметила: реагируя на реакцию ЦБ и Кремля, рынок заключил, что дальше будет хуже", - пишет издание.
По словам участников рынка, падение рубля в четверг усугублялось техническими факторами - требованиями поддержания маржи и приказами остановить убытки.
"Слабость рубля чревата риском инфляции, что может ограничить простор для монетарного смягчения, которое необходимо, чтобы уменьшить глубину экономического спада", - пишет издание.
По мнению аналитиков, 29 января ЦБ сохранит ключевую ставку на прежнем уровне - 11%.
"В краткосрочной перспективе рубль, вероятно, несколько окрепнет. В конце каждого месяца компании, сфокусированные на экспорте, обычно поддерживают рубль, конвертируя свою выручку в долларах и евро, чтобы выплатить местные налоги", - пишет газета.
"Как только паника прекратится, мы ожидаем, что рыночная корреляция с ценами на нефть восстановится", - говорит Орлова. По ее оценкам, курс 80 рублей за доллар соответствует цене барреля нефти в 30 долларов. Если баррель будет стоить 20 долларов, курс рубля достигнет 90-95, прогнозирует она.
"На фоне падения цен на нефть и котировок акций российская экономика оступается" - замечает в заголовке The New York Times. Журналист Эндрю Э. Крамер замечает, что ранее российская экономика пошатнулась из-за того, что санкции изолировали ее от западного финансирования.
В четверг экс-министр финансов РФ Кудрин заявил, что России следует готовиться к непродолжительному снижению цен на нефть до 16-18 долларов за баррель.
"Цена, конечно, претерпит коррекцию и вырастет, - добавил он. - Это, конечно, шок. Но через год-два экономика выкарабкается и достигнет положительного роста".
"По словам аналитиков, цены на нефть приближаются к уровню, который может стать катастрофическим для российского бюджета, поскольку государство не может взимать с нефтяных компаний налоги, превышающие себестоимость добычи нефти в Сибири", - продолжает газета.
Считается, что в среднем эта себестоимость - 15 долларов за баррель. "Поскольку примерно половина поступлений в российский бюджет - это налоги на нефть и газ, длительное сохранение цен на нефть на уровне, предсказанном Кудриным, побудит поднять налоги или прибегнуть к секвестру бюджета с урезанием зарплат учителям, военным и полицейским, а также пенсий", - говорится в статье.
По данным "Коммерсанта", правительство также намерено перейти к финансированию пенсий за счет текущих налоговых поступлений. По мнению издания, это тоже отражает шок, вызванный обвалом цен на нефть.
"С российским рублем все кончено?" - вопрошает в заголовке обозреватель Forbes Кен Рапоза.
"Билл Браудер, хедж-фонд которого в прошлом инвестировал в Россию, сказал в четверг, что у российского правительства действительно кончаются деньги, а ЦБ, возможно, даже лжет об объемах своих резервов", - говорится в статье.
"По-моему, невозможно переоценить, насколько плохая ситуация сейчас в России", - заявил Браудер ("антипутинский официальный представитель сообщества инвесторов", - характеризует его автор). По его словам, причины проблем - это обвал цен на нефть и западные санкции. "У ЦБ России есть резервы в размере примерно 360 млрд долларов, но многие говорят, что около 150 млрд из них - ненастоящие, потому что резервы расходуются на поддержку рубля", - добавил Браудер. "Позднее он сослался на запись в блоге, где была приведена неправильная цитата из интервью Bild", - пишет автор. По словам Рапозы, сюжет о "фальшивых резервах" распространяется в соцсетях кучкой украинских активистов и европейских издателей.
Рапоза считает: если дурные предчувствия инвесторов не оправдаются, курс рубля окрепнет и его корреляция с ценами на нефть восстановится.
Следует предполагать, что с рублем "будет покончено" только в случае, если все будет покончено с нефтью, заключает автор.
"Ослабление рубля - признак спада нефтяных цен и необязательно примета оттока капиталов из России", - добавляет он.