У "Золотых ворот" в Киеве почти каждый день поет петух. Какая-то старуха регулярно приносит его сюда, к этому недавно восстановленному символу города. Старуха, кажется, не совсем в своем уме, и поэтому трудно понять, зачем ей этот спектакль. Во всяком случае, хуже от этого никому не стало, и несмотря на крики петуха, у ворот продолжает стоять скульптурное изображение киевского князя, невозмутимо смотрящего себе под ноги. Неподалеку отсюда, около другого символа Киева, известного Софийского собора, строительные боссы сооружают подземные гаражи, надстраивают старые дома и возводят офисные дворцы. Это уже ведущееся или только запланированное строительство разрушает удивительную красоту этой исторической части города. Речь идет о градостроительном ансамбле в киевском Верхнем городе, там, где когда-то возвышалась средневековая крепость (городище), защищавшая государство. К этому ансамблю относятся Софийский собор с колокольней и Михайловский монастырь, восстановленный лишь несколько лет назад. В советское время он был снесен.
В тени собора под деревом седой мужчина играет на бандуре, народном украинском музыкальном инструменте, и напевает мягким, грустным голосом национальные мелодии. Сцена навевает воспоминания о легендарном казаке Мамае, который, отложив в строну саблю и пику, играл на бандуре. Мамай ? это некое подобие доброго домашнего духа украинцев, олицетворение их философского принципа невозмутимости. Когда-то картины с изображением казака-песенника украшали хижины и дворцы. Но идиллической картине, увиденной нами перед собором, серьезно угрожает беспорядочное подземное строительство, в частности, строительство подземного фитнес-центра с бассейном и подземного гаража в непосредственной близости от Софийского собора, который, как известно, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Общество по защите исторических и культурных памятников бьет в последние дни тревогу, так как строительные работы угрожают историческим постройкам. Трещины, ползущие по стенам и куполу собора, уже нанесли ущерб неповторимым фрескам и мозаикам 11-ого века. Одну из створок церковных ворот уже невозможно открыть. По стенам и куполу лишь недавно отреставрированной соборной колокольни из-за строительных работ тоже пошли трещины. Во многих местах этой части древнего Киева дома оседают. Колокольня может стать падающей башней Киева. Она медленно отклоняется в сторону, потому что ее фундамент опускается. Невооруженным глазом этого пока еще не видно. Но фотограф одной киевской газеты на днях продемонстрировал читателям, как это может выглядеть в будущем, если фундамент под колокольней будет проваливаться все дальше и все быстрее. На его фотографии колокольня уже опасно отклонилась от вертикали. Но это еще не самое страшное. В советские времена отношение к истории было непочтительным, если история не соответствовала идеологии. С момента провозглашения независимости Украина попыталась возродить свою историю. Забота о памятниках, особенно в Киеве, была одним из направлений политики молодого государства. Ее следствием явился запрет на любое строительство вокруг Софийского собора. Но запрет был обойден, и теперь памятникам угрожает цинизм современности. Украинский философ Сергей Крымский говорит, что Киев, центр всего восточнославянского русского государства, мать городов русских, был построен на рубеже тысячелетий как противовес хаосу степи. Софийский собор ? это центр и символ данного бастиона. Теперь он должен противостоять другому виду хаоса, градостроительному. Будет ли услышан Крымский, покажет время. Ведь за подземным строительством стоят мощные финансовые интересы.