Старая гостиница должна быть снесена и отстроена заново
Открываются тяжелые дубовые двери гостиницы "Москва". Оттуда выходят женщины с полными сумками. Администраторы и горничные навсегда покидают свое привычное место работы. Вчера съехали последние шесть гостей. К сносу гостиницы должны приступить уже в августе. Московский мэр Юрий Лужков предусмотрительно хочет закончить этот этап до середины сентября, когда из отпуска вернутся те, кто отвечает за охрану памятников культуры.
С министром культуры Михаилом Швыдким, который настаивал на проведении реставрации, он достиг компромисса. Гостиница "Москва" после сноса и последующего восстановления должна выглядеть так же, как сегодня.
Но это сомнительный компромисс. Хотя изображение известного асимметричного фасада останется не только на бутылке "Столичной" водки, но внутри будет проведен "евроремонт" - слово из новорусского сленга - он превратит гостиницу в средний европейский отель. Под зданием "Москвы" разместится подземная стоянка, из которой можно попасть в метро, а также в подземный торговый центр на Манежной площади. Над внутренним двором будет возведена стеклянная крыша. Появятся новые дорогие номера с видом на Кремль. Сейчас здесь просто коридоры, что, по мнению Лужкова, является бессмыслицей.
Главный архитектор Алексей Щусев первоначально в 1935 году хотел возвести на этом месте огромное здание в стиле классицизма, однако вовремя понял, что оно будет подавлять Большой театр и гостиницу "Метрополь". Теперь же возник план вернуться к "оригинальному проекту". Но министру Швыдкому удалось справиться с гигантоманией. Два революционных архитектора запланировали стройку в 1932 году, однако при Сталине их конструктивистский проект не имел никаких шансов, и Щусев его переделал. Следы этого разногласия ? тот самый фасад, изображенный на водочной этикетке, левое крыло которого явно отличается от правого. Согласно историческому анекдоту, Сталин по недоразумению утвердил оба варианта, а Щусев не отважился ему возразить.
В гостинице все, даже дверные ручки ? ручной работы. Лужков обещает сохранить особенно ценные вещи, например роспись на потолке в гостиничном холле или мраморные лестницы, взятые из уничтоженного храма Христа Спасителя. Однако в это никто не верит. Дух того времени исчезнет, предостерегает главный эксперт министерства культуры Алексей Комеч. И будут ли снова установлены подслушивающие устройства в десятке номеров, принадлежавших когда-то КГБ?