Британский ученый Гэри Пич утверждает, что сочинил для Нила Армстронга его знаменитую фразу, пишет The Times. Когда 40 лет тому назад Армстронг и Олдрин совершили посадку на Луне, Гэри Пич среди многих прочих обеспечивал связь астронавтов с Хьюстоном, повествует журналист Саймон де Брюссель.
Пич, специалист по связи в микроволновом диапазоне, обслуживал антенну в Тидбинилле близ Канберры (Австралия). "Он забеспокоился, что астронавты "Аполлона-11" - бывшие военные летчики, выбранные за крепкие нервы, а не за красноречие - не смогут выразить эпохальность первого шага человека по поверхности другой планеты", - пишет газета.
"Зная янки, я думаю, что, скорее всего, первый человек на Луне воскликнет что-то вроде: "Мать мою за ногу, ну и пыльно же, б***ь!" - сказал Пич некоему Монктону, высокопоставленному служащему NASA, который побывал в Тидбинилле незадолго до запуска.
"Он спросил: "А вы бы что сказали?" - "Маленький шаг для человека, гигантский скачок для всего человечества", - рассказывает Пич теперь. По словам Пича, Монктон проронил: "Об этом мы не подумали" - и вскоре ушел.
Пич говорит, что никому не пересказывал свой разговор с Монктоном. Свою фразу с Луны он выслушал "не без удовольствия" и вернулся к работе: он и его коллеги в тот период были страшно заняты. "Лишь теперь, спустя 40 лет, Пич стал жалеть, что не застолбил за собой места в истории", - пишет газета, поясняя, что подтвердить его версию теперь сложно: многих участников событий уже нет в живых.
В свидетельствах самого Армстронга можно усмотреть сознательную расплывчатость, полагает издание: в 2001 году он заявил, что сосредоточился на уместной в ситуации фразе только после того, как модуль "Игл" удачно совершил посадку.
Пич проработал на станции космической связи в Тидбинилле 8 лет. Мощность передатчика на борту "Аполлона-11" составляла всего 10 ватт, и для трансляции в Хьюстон сигнал требовалось усиливать, чем и занимались в Тидбинилле и на других подобных станциях по всему миру, поясняет издание.