Российские переговорщики удивили коллег по "шестерке" энергичной работой над соглашением по ИЯП, несмотря на конфликт с Западом из-за Украины и прогнозируемые потери России на нефтяном рынке. В политическом плане достижение договоренности выглядит победой российской дипломатии, пишут СМИ, а убытки Москва надеется компенсировать за счет продажи Ирану оружия, строительства АЭС и участия в "нефтегазовом буме".
"Когда Совбез ООН единогласно одобрил иранское ядерное соглашение в понедельник, Россия отдала этому должное, с энтузиазмом пригласив Запад к сотрудничеству на всех фронтах", - пишет корреспондент The Financial Times Катрин Хилле.
"Россия была загадочным игроком на переговорах с Ираном. Ее переговорщики удивили многих западных коллег своей неустанной работой и сотрудничеством, несмотря на нарастающий конфликт Москвы и Запада из-за Украины", - замечает автор. К тому же Россия понесет потери на всех фронтах из-за заключенного в результате соглашения: "когда Тегеран оправится от деструктивных санкций, он может снизить цены на нефть и променять партнеров в Москве на новых друзей на Западе", говорится в статье.
"Для Запада ядерный вопрос был главным в отношении Ирана. У Москвы и Тегерана гораздо больше точек соприкосновения, включая Ближний Восток, Афганистан, Каспий", - поясняет лондонский эксперт Николай Кожанов.
"Необходимо сотрудничать с Ираном в борьбе против ИГИЛ, - отмечает эксперт РАН по Ирану Владимир Сажин. - Американцы их бомбят, и это хорошо, но нужен кто-то, кто будет сражаться на местах, и этим займутся иранцы вместе с курдскими пешмерга".
Кремль уже готовит для этого почву: на недавнем саммите ШОС лидеры поддержали стремление Ирана стать членом организации, говорится в статье. Но какую экономическую цену Москва заплатит за эту сделку?
Эксперты в нефтегазовой индустрии утверждают, что одной из возможностей для России предотвратить конкуренцию с Ираном станет заключение новых долгосрочных договоров с Китаем и другим крупными потребителями. К тому же Ирану потребуется лет десять для подготовки к полномасштабному выходу на рынок.
Как заявил высокопоставленный чиновник российсского Минэнерго, "воздействие Ирана на нефтяной и газовый рынки в большей степени психологическое, чем реальное".
По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе ядерное соглашение "шестерки" с Ираном может принести Москве огромную пользу, но в долгосрочный период даст лишь узкие экономические выгоды, пишет в The Christian Science Monitor Фред Уэйр.
Обама высоко оценил конструктивную роль России на переговорах. "По некоторым сведениям, Обама и Путин в телефонном разговоре акцентировали желательность распространения такого сотрудничества на другие тяжелые проблемы, такие как Украина и Сирия", - говорится в статье.
"В Москве сильно ощущение, что мы можем извлечь из этого выгоду, - говорит обозреватель "Коммерсанта" Сергей Строкань. - Дело не только в Иране - это может стать переломным моментом в наших отношениях с Западом в целом".
Некоторые наблюдатели утверждают, что уже замечают признаки возобновленного сотрудничества России и США в усилиях воплотить в жизнь Минские соглашения на Украине.
В то же время, если Иран вернется на мировой рынок углеводородов, возможное снижение цен станет еще одним ударом по российской экономике, а Россия мало что может предложить Ирану, кроме ядерных технологий, оружия и определенного инженерного опыта, пишет Уэйр.
"Мы можем упиваться чувством, что выиграли дипломатическую битву и приобрели кое-какое влияние. Но, если говорить об экономической гонке, которая вот-вот начнется, уже предопределено, что верх возьмут другие", - заметил Строкань.
Новое исследование ведущего американского эксперта по безопасности Энтони Кордесмана показало, что иранская ядерная сделка может привести к продаже Тегерану существенных объемов вооружений Россией и Китаем, но сейчас неядерные силы Ирана находятся в состоянии упадка, пишет The Jerusalem Post.
"Иранские ВВС и силы наземного базирования слишком устарели, их возможности слишком малы. В армии Ирана и в КСИР много изношенного и устаревшего вооружения", - полагает Кордесман.
Однако "то, что Иран не модернизировал свои неядерные силы, ни в коем случае не означает, что его асимметричные силы и его способность вооружать или поддерживать войска других государств не делают его существенной угрозой", подчеркивает специалист.
Ядерное соглашение с Ираном - знак, что в эпоху, когда Пентагон задает тон во внешней политике США, госсекретарь Керри возродил "мягкую силу" своей страны, пишет в The Washington Post Катрина ванден Хувел, издатель и главный редактор журнала Nation.
Но теперь, полагает автор, госсекретарь должен "отразить натиск тех, кто намерен раздуть новую холодную войну из противостояния с Россией за Украину" и "вновь уберечь подлинные интересы США от тех, кто безрассудно хвалится военной удалью Америки".
Керри уделял главное внимание переговорам с Ираном, но время от времени пытался умерить страсти, разгоревшиеся вокруг Украины, отмечает автор. "Складывается впечатление, что "партия войны" намерена превратить всю Европу до российской границы в сферу влияния США и НАТО. Более широкая цель, провозглашаемая некоторыми, - смена режима в самой России", - говорится в статье.
"Это безумие, - убеждена журналистка. - Возможно, Россия - авторитарное государство, но с ядерным оружием и сильным чувством национальной гордости".