"Российские олигархи, на которых наложены санкции США, передали крупные активы своим отпрыскам", - утверждает The Times, ссылаясь на выводы собственного расследования. "Эта передача имущества подчеркивает, до какой степени дети бизнесменов и чиновников из окружения Путина сделались богатыми и могущественными людьми, а также демонстрирует, что представители ближнего окружения Путина предоставили детям друг друга "тепленькие" места работы", - пишут журналисты Роджер Бойз и Катерина Кравцова.
По данным газеты, "прошлым летом Борис Ротенберг продал 50% в своем финском бизнесе Arena Events Oy своему сыну Роману". Со своей стороны, представитель Бориса Ротенберга сказал, что эта сделка - элемент "смены поколений".
"Подобные транзакции не запрещены законом, но аналитики говорят, что они иллюстрируют слабость санкционной политики как таковой: а именно, тот факт, что физические лица могут законно предпринимать массу усилий для спасения своих денег от заморозки", - говорится в статье.
Газета перечисляет несколько сделок.
"В сентябре прошлого года Геннадий Тимченко продал 17% нефтехимической компании "Сибур" Кириллу Шамалову примерно за 500 млн долларов. Отец Кирилла, Николай Шамалов, как и Тимченко, включен в санкционный список ЕС. Кирилл Шамалов в список не включен", - говорится в статье.
Тимченко также продал 30% компании "Русское море" своему зятю Глебу Франку.
В октябре прошлого года Аркадий Ротенберг продал свои доли в "Газпром бурение", "ТПС Недвижимость" и "Мостотресте" своему сыну Игорю, пишет газета.
"Тимченко продал Роману Ротенбергу 0,5% акций Arena Events Oy", - говорится в статье.
Эти переплетенные связи между детьми московской элиты способствуют консолидации окружения Путина, когда оно подвергается проверкам и критике из-за рубежа, считают авторы. Наглядный пример - продажа доли в "Газпром бурении", которая перешла от Аркадия Ротенберга его сыну Игорю.
Компания работает по подрядам "Газпрома", во главе которого стоит Алексей Миллер, союзник Путина с 90-х годов. "В 2004 году Игорь Ротенберг работал у Владимира Якунина, бывшего соседа Путина, а ныне руководителя государственной РЖД. Младший сын Якунина, Виктор - один из директоров нефтяной компании Gunvor, владельцем которой Тимченко перестал быть незадолго до введения санкций. Якунин и Тимченко знакомы с начала 90-х", - говорится в статье.
"Санкции против физических лиц - это глупость, которая лишь сплотит команду", - прокомментировала экс-министр Ирина Хакамада.
Газета замечает: Западу приходится иметь дело не только с системой госуправления, в которой господствует Путин, но и с сетью династических связей.
"Хотя министерство финансов США утверждает, что Путин владеет инвестициями в Gunvor, нет никаких доказательств прямого участия российского президента в каком-либо бизнесе. Кремль сообщает, что его единственный источник дохода - оклад госслужащего в размере 90 тыс. фунтов. Однако многие из его родственников работают в компаниях, принадлежащих его союзникам", - говорится в статье.
Игорь Путин, двоюродный брат президента, был менеджером в компании, аффилированной со "Стройтрансгазом" Тимченко, и имел контракт с одной из компаний Аркадия Ротенберга. Теперь он работает с компанией-поставщиком РЖД.
Племянник президента Михаил Путин возглавлял медицинский отдел "Газпрома", а теперь является зампредом "Согаза". "Михаил Шеломов, сын двоюродной сестры Путина Любови Шеломовой, владеет долей в банке "Россия" через инвесткомпанию Aksept", - говорится в статье.