Молдавия ищет пути решения внутренних конфликтов и свое место в Европе
Улица вьется по холмистой местности, через просвет между ореховыми деревьями открывается вид на реку Днестр. Но вдруг посреди мостовой возникает заграждение, которое не позволяет идти дальше. Здесь заканчивается республика Молдавия - на другой стороне начинаются земли самопровозглашенной республики на Днестре, короче говоря - Приднестровья.
После распада Советского союза Молдавия в 1991 году получила независимость. Однако небольшая территория между рекой Днестр и границей с Украиной на востоке Молдавии не захотела становиться частью страны, где большинство населения говорит на румынском языке.
Жители этого региона, преимущественно украинцы и русские, явно не обрадовались тому, что румынский получил статус государственного языка, и также не приветствовали цель, которую в тот момент провозгласило молдавское правительство: в будущем присоединиться к Румынской Республике. Следствием этого стало отделение региона, территория которого несколько меньше территории Бургенланда (небольшая федеральная провинция. - Прим. ред.), а население - 580 тыс. человек. Однако это не прошло безболезненно. В декабре 1991 года дело дошло до вооруженных столкновений, в результате которых погибли сотни людей. После этого в бои за Приднестровье вмешалась 14-я российская армия, до сих пор в этом регионе находится 1600 российских солдат.
В один прекрасный момент фабрикант Игорь Смирнов почуял, что пришел его час, и избрался в "президенты". Сегодня в "черной дыре" под названием Приднестровье не функционируют мобильные телефоны, там принимается только государственное официальное, пропагандистское телевидение. Независимых средств массовой информации в империи Смирнова нет, так же как нет свободы слова. Там царит коррупция и принцип семейственности в политике.
За Владой Лысенко, которая руководит информационным центром молодежи в столице Приднестровья Тирасполе, пристально наблюдают спецслужбы. 31-летнюю женщину власти часто вызывали и выспрашивали о ее работе. Ее телефон прослушивается. Чтобы спокойно поговорить, ей приходится ехать за 60 км от Тирасполя в молдавскую столицу Кишинев. "В приднестровском конфликте дело не в разногласиях между румыноговорящим и русскоговорящим населением. Проблему создает один из политических лидеров", - говорит Лысенко.
Украина тоже заинтересована в решении конфликта. Всего несколько дней назад президент Виктор Ющенко представил на рассмотрение предложение, которое предусматривает проведение свободных выборов в мятежной провинции еще до конца этого года. Что думает по этому поводу Игорь Смирнов, пока остается неясным. В Кишиневе, во всяком случае, инициативу Украины приветствуют.
В столице в настоящий момент политики ломают себе голову над тем, как им сблизиться с ЕС. Вопрос о ЕС был также главной темой во время парламентских выборов в марте, на которых победила коммунистическая партия. "Мы хотим партнерства с ЕС. Мы готовимся к вступлению в ЕС, несмотря на то что Молдавия не является кандидатом", - объясняет председатель парламента Мариан Лупу. Но для самой бедной страны в Европе вступление в ЕС - это очень далекая перспектива.