Москва меняет облик. Российские застройщики надеются, что международный деловой центр "Москва-Сити", который строится на берегу Москвы-реки, станет для Москвы тем же, чем стал для Лондона крупнейший деловой и торговый высотный комплекс Canary Wharf.
Концепцию международного делового центра "Москва-Сити" разработал архитектор Борис Тхор в начале 90-х годов. Архитектору захотелось повторить успех лондонского делового комплекса Canary Wharf, который был возведен на месте бывших портовых складов и в офисах которого сегодня работают 90 тысяч человек. Борис Тхор планировал преобразить территорию площадью 250 акров бывшего промышленного района на Краснопресненской набережной, в четырех километрах от центра Москвы. После финансового кризиса 1998 года реализация проекта была почти полностью остановлена, но два года назад строительные работы возобновились, после того как московские власти решили разместить в "Москва-Сити" часть офисов мэрии.
На территории нового делового центра находится 31 строительный объект, среди них и строящееся правительственное административное здание. Работы должны завершиться к концу 2009 года.
"Мэр Москвы давно хотел провести реконструкцию этого района города, в котором находились старые фабрики и промышленные предприятия", - говорит Толга Гузельце, руководитель отдела маркетинга турецкой строительной компании Enka Insaat ve Sanayi AS. Эта компания занимается строительством небоскреба "Башня на набережной" центра "Москва-сити".
Одной из самых больших достопримечательностей проекта является башня "Федерация", которая будет состоять из двух разновысотных башен. Их возводит российская строительная компания Mirax Group. Обе башни (проект которых разработал немецкий архитектор Питер Швегер и российский архитектор Сергей Чобан) планируется построить к концу 2007 года.
Высота одной из башен будет составлять 440 метров, другой - 340. Имея 85 и 57 этажей соответственно, они будут соединены между собой мостами на уровне 31-го и 44-го этажей. Здесь будут располагаться офисы, а на четырех верхних этажах разместятся рестораны и галереи для обзора. На нижних этажах также будут находиться рестораны и магазины.
"Москва-Сити" изменит облик Москвы и закроет линию горизонта, так как в этом деловом центре будет построено множество новых небоскребов, - говорит архитектор Сергей Чобан. - Башня "Федерация" будет значительно выше соседних с ней небоскребов, максимальная высота которых не будет превышать 150 метров".
Сергей Чобан обдумывает вариант строительства аквариума, который как бы опояшет лифт башни "Федерация". Чобан позаимствовал эту идею из проекта гостиницы и бизнес-центра Dom Aquaree, который открылся в прошлом году в Берлине. Суровый климат Москвы - не помеха для такого аквариума, говорит российский архитектор.
В "Москву-Сити" будут проложены маршруты общественного транспорта. Будет создана подземная четырехуровневая стоянка для 560 автомобилей.
Турецкая строительная компания Enka инвестирует в строительство "Башни на набережной" 250 млн долларов. Этот офисный комплекс будет представлять собой три соединенных между собой башни. Их спроектировал британский архитектор Пол Данн. Строительство первой башни было завершено в октябре прошлого года, и ее основным арендатором стало российское подразделение корпорации IBM. Строительство второй башни, 27-этажной, должно быть завершено в ноябре. В этой башне расположится российское подразделение корпорации Procter&Gamble. Третья и самая высокая башня, из 55 этажей, будет возведена к концу 2007 года.
"Когда мы проектировали "Башню на набережной", в Москве наблюдалась нехватка современных офисных зданий", - говорит Пол Данн.
Толга Гузельце, руководитель отдела маркетинга турецкой строительной компании Enka, говорит о том, что именно нехватка современных офисных зданий в Москве и стала причиной, по которой его компания решилась на инвестиции в этот проект.
Пол Данн считает, что растущая сегодня российская экономика породит спрос на новые офисы.
По прогнозам российского правительства, в этом году показатель экономического роста составит 5,8% (в прошлом году - 7,1%). Экономический рост замедлился главным образом из-за уменьшения инвестиций и снижения объемов экспорта, главным образом экспорта нефти.