Бывшие высокопоставленные американские военные призывают нанести превентивный удар по ракетному объекту КНДР
По сообщениям, северокорейские инженеры находятся на последних этапах загрузки топлива в баллистическую ракету дальнего радиуса действия, которая, по оценкам экспертов, способна доставить смертоносный груз в США. В последний раз, когда КНДР испытала такую ракету в 1998 году, это потрясло весь мир, но в особенности США и Японию - государства, которые КНДР считает заклятыми врагами. Они сразу же признали, что ракета такого типа не имеет смысла как оружие, если не предназначена для доставки ядерной боеголовки.
Годом позже КНДР согласилась ввести мораторий на новые запуски, который до сих пор выполняла. Но между сегодняшним днем и 1998 годом есть существенные различия. Сегодня КНДР открыто хвастается своим ядерным сдерживанием, с 2003 года произвела плутония на шесть-восемь боеголовок и продолжает производить его на реакторе Йонбен. Шестисторонние переговоры, направленные на сдерживание производства в КНДР оружия массового поражения, провалились.
Должны ли США позволять откровенно враждебной стране, вооруженной ядерными боеголовками, совершенствовать межконтинентальную баллистическую ракету, способную доставить ядерное оружие на американскую территорию? Мы считаем, что нет. Администрация Буша устроила ненужную шумиху вокруг доктрины превентивного удара, которую прежние президенты рассматривали как возможность, а не догму. Она применила эту доктрину в Ираке, где разведданные указывали на угрозу наличия ОМП, представлявшего гораздо меньший риск, чем оружие КНДР. (Как мы теперь знаем, реальная угроза со стороны Саддама Хусейна была еще меньше, чем полагали во время вторжения.) Но вмешательство до того, как может возникнуть смертельная угроза безопасности США, безусловно, является разумной политикой.
Следовательно, если КНДР будет упорствовать в подготовке к запуску, США должны немедленно заявить о своем намерении нанести удар и уничтожить северокорейскую ракету "Тэпходон" до того, как ее смогут запустить. Это может сделать, например, крылатая ракета с боеголовкой, содержащей легковоспламеняющуюся взрывчатку, запущенная с подводной лодки. Взрыв может быть аналогичным тому, с помощью которого ликвидировали лидера террористов Абу Мусаба аль Заркави в Ираке. Но удар по "Тэпходону" будет разрушительным. Многоступенчатая ракета в тонкой оболочке, заполненная мощным топливом, сама по себе взрывоопасна: удар американской авиации может пробить ракету и вызвать взрыв. Будет разрушена система отладки северокорейских ракет и остановлены попытки КНДР вернуть времена холодной войны. Это не нанесет ущерба КНДР за пределами ближайших окрестностей ракетного полигона.
Американские военные объявили, что новые ракетные перехватчики, развернутые на Аляске и в Калифорнии, приведены в боевую готовность. Теоретически система ПРО может врезаться в боеголовку "Тэпходон" во время полета через космическое пространство, когда сгорит ракета-носитель. Но ждать, пока КНДР запустит межконтинентальную баллистическую ракету, чтобы ее перехватить, рискованно. Во-первых, к моменту перехвата боеголовки северокорейские инженеры уже получат ценные данные испытаний, которые смогут использовать для создания целого арсенала ракет, пряча их от новых американских ударов в лабиринте тоннелей. Во-вторых, американский перехватчик может поразить цель, только если она летит по заданной траектории и вошла в радиус действия ПРО. В-третьих, американская система не проверялась на северокорейских ракетах, и результаты ее тестирования неоднозначны. Неудачная попытка перехвата лишь подорвет нашу ПРО.
Нам не следует скрывать свою решимость нанести удар по ракете "Тэпходон", если КНДР откажется выгрузить топливо и отправить ее на склад. Когда об этом узнают наши южнокорейские союзники, они, конечно, не поддержат ультиматум - честно говоря, они будут энергично выступать против него. США обязаны ясно дать КНДР понять, что Южная Корея не имеет никакого отношения к атаке, которую могут осуществить исключительно американские войска, не используя территорию Южной Кореи. Южная Корея на протяжении 50 лет противостоит угрозам со стороны КНДР как военным, так и переговорным путем, и США все это время поддерживали ее. Южная Корея должна понять, что теперь под угрозой находится территория США, и мы обязаны реагировать. Япония, вероятно, будет рада этой акции, но тоже не окажет ни открытой поддержки, ни помощи. Китай и Россия будут неприятно поражены тем, что безрассудство КНДР и провал шестисторонних переговоров привели к такому результату, но защищать КНДР они не станут.
Помимо предупреждения наших союзников и партнеров о нашей решимости уничтожить "Тэпходон" до того, как его смогут запустить, мы должны предупредить КНДР. Услышав это предупреждение, она не сможет ничего предпринять, чтобы защитить громоздкую и уязвимую ракету на пусковой площадке, но будет в состоянии эвакуировать персонал. США должны подчеркнуть, что удар будет атакой не на страну или ее армию, а лишь на ракету, предназначенную для доставки ядерного оружия, которую КНДР обещала не запускать. Мы должны в резкой форме предупредить КНДР против дальнейшей эскалации.
КНДР может ответить на решимость США угрозой развязать полномасштабную войну на Корейском полуострове. Но маловероятно, что она выполнит эту угрозу. Зачем нападать на Южную Корею, которая стремится к улучшению отношений (иногда вопреки желаниям США) и открыто выступает против американской акции? Результатом вторжения в Южную Корею почти наверняка будет конец режима Ким Чен Ира за несколько недель кровопролитной войны, и он, безусловно, это знает. Хотя война маловероятна, со стороны США было бы разумно укрепить сдерживание, введя в регион ВВС и флот одновременно с объявлением о решимости нанести удар. Если КНДР выберет этот самоубийственный путь, дополнительные силы ускорят ее поражение и уменьшат число жертв - американских, южно- и северокорейских.
Президенту Бушу нелегко пойти на такую меру. Она, несомненно, таит в себе риск. Но риск бездействия перед лицом северокорейской гонки вооружений, грозящей нашей стране, выше. Творческая дипломатия могла бы ликвидировать необходимость выбора между двумя малопривлекательными альтернативами. В прежние времена мы оба были непосредственными участниками переговоров с КНДР и одновременно военного планирования по предотвращению таких результатов. Мы уверены, что дипломатия могла бы предотвратить нынешнюю ситуацию. Но дипломатия провалилась, и мы не можем сидеть сложа руки и смотреть, как раскручивается эта смертельная спираль. Успешный запуск баллистической ракеты "Тэпходон" в отсутствие противодействия со стороны предполагаемой жертвы - США, только усилит дерзость КНДР. Результатом будут все новые и новые боеголовки на все новых и новых ракетах.
Эштон Картер был заместителем министра обороны, а Уильям Перри - министром обороны при президенте Билле Клинтоне.