Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 июня 2007 г.

Редакция | The Economist

Ни слова о войне

Лидеры стран Евросоюза часто называют свои встречи историческими. В кои-то веки саммит, открывшийся в Брюсселе 21 июня, кажется, соответствует этой характеристике. Европейские лидеры намерены заключить новый договор, который придет не смену прекратившей существование конституции ЕС, против которой в ходе референдумов проголосовали жители Франции и Нидерландов два года назад. Увы, "историчность" встречи относится не столько к ее важности, сколько к тому, что лидеры, судя по всему, настроены спорить по поводу прошлого.

Этот саммит уже обещал трения, когда горстка стран во главе с Великобританией и Польшей попыталась разорвать политический компромисс, который, как считали все остальные, был подписан и скреплен печатями три года назад, при достижении согласия о первоначальной конституции.

Потом, накануне саммита, премьер-министр Польши осмелился заговорить о войне - причем не в одобренной всеми манере (прославляя роль ЕС в том, что он сделал конфликт на континенте немыслимым). Ярослав Качиньский выдвинул чудовищные страдания своей страны в период Второй мировой войны в качестве нравственного аргумента для предоставления Польше большего веса как густонаселенной стране в системе голосования ЕС. Дескать, население Польши было бы сегодня больше, если бы в ходе войны не погибли многочисленные граждане страны. Даже если бы на нынешнем саммите принимающей стороной выступала не Германия, подобные отсылки к истории нарушают любой кодекс европейского этикета. Его брат-близнец Лех, президент Польши, прибывший на саммит, как ожидают, займет более примирительную позицию.

Таким образом, первые президенты и премьер-министры прибывали на саммит в достаточно унылой атмосфере. Однако, несмотря на невеселые настроения, есть основания ожидать, что лидеры стран Европы все же могут достичь компромисса в отношении актуальных политических проблем.

Это означает отход от обычной схемы брюзгливых собраний в Брюсселе, где лидеры сначала присягают на верность делу общеевропейской солидарности, а потом приступают к яростным потасовкам, отстаивая свои национальные интересы. На этот раз информация о возможных компромиссах просочилась рано, и теперь все говорят о том, что Польшу подкупят предложением обсудить систему голосования в будущем.

Великобритании едва ли предоставят набор "специфических" гарантий, отвечающих требованиям покидающего пост премьер-министра Тони Блэра. Он хочет, чтобы будущий министр иностранных дел ЕС просто обслуживал национальные правительства, а не был источником новых политических предложений. Кроме того, он настаивает, чтобы было четко оговорено, что британские трудовые законы не должны зависеть от потенциально радикальной хартии социальных прав, которая будет включена в новый договор.

Таким образом, все могут представить хотя бы очертания возможной сделки. Однако растет раздражение в адрес Великобритании, которая изменила мнение относительно аспектов старой конституции после того, как добилась щедрых, по мнению ее партнеров, уступок и гарантий еще в первый раз. Лидеры других стран выражают недовольство тем, что Великобритания подписала конституцию, но теперь требует ее полного изменения, как будто все это было ужасной ошибкой. (Еще больше с толку сбивает то, что Блэр все еще, как ни странно, говорит, что его удовлетворила бы первоначальная конституция.)

Ключом ко всей этой путанице является истина, которую представители Великобритании не осмеливаются произнести вслух. Три года назад Великобритания допустила серьезную (по крайней мере, в собственных глазах) ошибку не тогда, когда подписалась под конституцией, а когда Блэр пообещал провести по ней референдум.

Никто, не считая, возможно, самого Блэра и некоторых его помощников, никогда не предполагал, что в Великобритании такой референдум можно выиграть. Поэтому в Брюсселе в договор надо внести достаточно изменений, чтобы лидеры Великобритании могли обойтись без проведения референдума. Вместо этого они будут требовать ратификации договора в парламенте.

Не менее разоблачительными были горячие перепалки в начале недели на встрече между журналистами и высокопоставленными польскими чиновниками относительно вопроса голосования. Немецкий журналист яростно обвинил Польшу в том, что она хочет заблокировать принятие законов ЕС, на что представитель Польши ответил, что Польша понимает, что сотрудничество в Европе требует компромиссов. Однако затем поляки добавили, что, как они заметили, со странами, которые угрожают заблокировать принятие законов, консультируются в первую очередь в случае переговоров о таких компромиссах. Это была еще одна неприятная правда, нарушающая этикет ЕС. В ближайшие дни такое повторится еще не раз.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru