Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) - организации, контролирующей распространение ядерных технологий в мире, заявил, что ввиду недофинансирования агентство лишь с большим трудом сможет среагировать на чрезвычайную ситуацию в своей области.
В необычном для него резком заявлении Мохаммед аль-Барадеи также утверждал, что МАГАТЭ больше не располагает надежным оборудованием для выявления тайных разработок в ядерной сфере, а его усилия по борьбе с контрабандой ядерных технологий и материалов не финансируются на постоянной основе.
Все это аль-Барадеи высказал в своем выступлении перед членами Совета управляющих МАГАТЭ - представителями национальных государств - еще 15 июня, но его речь была предана гласности лишь вчера.
"Если завтра произойдет авария, мы лишь с большим трудом сможем справляться с нашими основными функциями. Такова реальная ситуация", - сказал он.
В случае аварии типа Чернобыльской катастрофы 1986 года центр МАГАТЭ по инцидентам и чрезвычайным ситуациям должен вмешаться незамедлительно: командировать на место специалистов для помощи в предотвращении распространения радиации, давать рекомендации по лечению пострадавших и координировать помощь мирового сообщества.
Аль-Барадеи добавил, что "функция обеспечения безопасности", которую несет МАГАТЭ, "постепенно выхолащивается", отметив, что для взятия и анализа проб окружающей среды в организации пользуются ненадежными приборами 28-летней давности. Такие пробы берутся на территории и в окрестностях стран типа Ирана и Северной Кореи, подозреваемых в осуществлении тайных ядерных программ. Результаты часто играют решающую роль для принятия резолюций ООН о наложении санкций или других мерах.
Поскольку у агентства нет своего необходимого оборудования, сказал аль-Барадеи, ему придется полагаться на "сторонние" лаборатории в других странах, что "ставит под вопрос само понятие независимости системы проверок, которая принята в агентстве.
В области ядерной безопасности, которую все главы мировых держав называют приоритетной, финансирование расходов нашего агентства на безопасность на 90% по-прежнему зависит от ассигнований, не предусмотренных общей сметой. Их поступление мало предсказуемо и зависит от жестких условий".
Сотрудники МАГАТЭ говорят, что работы у этой организации все прибавляется: она пытается удовлетворять растущие требования мирового сообщества к мониторингу распространения ядерных технологий, но ее бюджет между тем заморожен по настоянию таких богатых стран, как США, Япония и Германия.
"Бюджет - это, по сути, политическое кредо, - сказал аль-Барадеи. - Какое агентство вы хотите получить? У вас может быть посредственное агентство, а может быть эффективное, дельное агентство".
Его высказывания прозвучали в период, когда мировое сообщество прилагает отчаянные усилия для разрешения сразу двух кризисов, связанных с распространением ядерных технологий, - в Иране и в Северной Корее, двух странах, которые, несмотря на давление из-за рубежа, не соглашаются приостановить свои ядерные программы. Меж тем как Иран пока отказывается рассматривать варианты соглашений, которые ущемляли бы его право на обогащение урана, Северная Корея в феврале согласилась осуществить шаги по демонтажу своей ядерной программы в обмен на помощь из-за рубежа. Но практическое осуществление этой договоренности застопорилось, так как возник конфликт из-за денег. Американский переговорщик Кристофер Хилл вчера нанес неожиданный визит в Северную Корею - кстати, это первый случай почти за пять лет, когда высокопоставленный представитель администрации США посещает эту страну - чтобы попытаться ускорить процесс.
Однако Северная Корея вчера заставила усомниться в том, что визит ядерных инспекторов ООН, намеченный на следующую неделю, состоится, а заодно и в искренности своего обязательства закрыть ядерный реактор в Йонбене, производящий плутоний военного назначения.
Представитель северокорейского посольства в Вене заявил, что Пхеньян не подтвердит более раннее приглашение инспекторов, пока не будет снят арест с 25 млн долларов (12,5 млн фунтов), находившихся на замороженных счетах Северной Кореи в Макао. Предполагалось, что эти средства будут переведены в один из российских банков, но российские власти сообщают, что вчера операция по переводу денег еще не была осуществлена.