На пляже бурлит жизнь, на рынках толкаются люди - после захвата "Хамасом" власти Газа выглядит почти идиллическим местом. Казалось бы, совсем неожиданно в зону кризиса вернулся мир. Но эта идиллия обманчива
Сначала слышится потрескивание, затем из громкоговорителя - рычит мужской голос: "Эй, парни, сейчас же назад! Течение опасно!". Затем доносится еще какое-то невнятное бормотание, микрофон издает писк и замолкает. Быть спасателем в Газе в эти дни - очень напряженная работа. Ветер усилился, на наблюдательной вышке спасателей вывешен красный флаг - купаться запрещено. Но это никого не волнует: пляжи сектора Газа заполнены до отказа. Дети и тинейджеры - тысячи молодых людей и девушек устремились к Средиземному морю, их отцы покоряют волны на досках для серфинга. Женщины в длинных одеждах стоят по пояс в воде и держат конец веревки.
Под зонтиками, которые словно окаймили Газу пестрой тесьмой, сидят бабушки с дедушками и курят наргиле. Дела пляжных торговцев идут наилучшим образом: паренек, который предлагает малышам прокатиться на верблюде, сажает на спину животного одного ребенка за другим: вот портрет Газы в первую неделю после захвата власти "Хамасом".
После того как Израиль в среду впервые за несколько недель впустил в Газу иностранных журналистов, никто точно не знал, что увидит, но такого точно не ожидал никто: Газа, какой большинство из нас ее еще никогда не видело. Оживленная, почти жизнерадостная. Там, где раньше на перекрестках стояли люди в военной форме с Калашниковыми наперевес, - сегодня движение регулируют мужчины в неоново-желтых защитных жилетах. О том, что поставил их сюда "Хамас", свидетельствуют зеленые кепки с козырьками с символикой исламистской партии.
Перед домами, в которых раньше проживали функционеры "Фатха", ставшие теперь врагами, стоит охрана, предотвращая мародерство. При "Хамасе" царит порядок и спокойствие - таково послание новых власть имущих в Газе.
"Наконец настали мирные времена", - кричит нам глава семейства, члены которого собрались на пляже на пикник. Он учитель английского языка в одной из работающих под патронажем ООН начальных школ в пригороде Газы. По его словам, еще две недели назад жизнь в Газе была ужасной. "Любой мог потребовать от тебя взятки, остановить, отобрать машину", - говорит Абу Башар. Это время прошло.
Безопасность - вот один из ответов на вопрос о том, что значит для людей в секторе Газа смена власти. И безопасность не только в том, что касается жизни: "Когда первые супермаркеты начали повышать цены на продукты, боевики отрядов "Кассам", входящих в "Хамас", поговорили с их владельцами", - рассказывает Абу Башар. На следующий день цены снова опустились.
Миновав еще пару зонтиков, мы встречаем семью, которая при режиме "Хамаса" не может чувствовать себя в полной безопасности. Аиман - член "Фатха", солдат президентской гвардии Махмуда Аббаса. Он не участвовал в боях последних недель, говорит 33-летний мужчина, который вместе с супругой и двумя маленькими детьми, угощаясь колой и чипсами, наблюдает за заходом солнца. "У нас был приказ оставаться дома".
Он считает захват власти "Хамасом" ошибкой, а его нападения на резиденцию президента незаконными. Несмотря на это, он не чувствует сегодня - когда бои окончены, а у штурвала встал политический противник - "угрозы для себя лично". У него чистые руки, "Хамас" это знает и уважает за это.
Газу можно назвать в эти дни почти прекрасной: на пляже бурлит жизнь, на рынках толкаются люди, продавцы сооружают пирамиды из арбузов, помидоров и вишни. По ночам лодки рыбаков, словно стайки светлячков, огнями окрашивают в оранжевый цвет горизонт в море: поскольку в течение многих месяцев израильтяне запрещали рыбакам выходить в море, сардины отъелись как никогда. Пляжные кафе заполнены до позднего вечера.
Мексиканец, работающий в европейской гуманитарной организации, живет в Газе уже 7 месяцев и сегодня впервые пришел ужинать в ресторан. До сих пор ему и его коллегам из соображений безопасности было запрещено выходить вечером из дома. После захвата власти "Хамасом" гуманитарная организация решила отменить этот запрет для своих сотрудников.
Семья Тараси едет на прогулку - женщины без паранджи, на зеркале заднего вида висит большой венок из роз. Тараси опустили все стекла, они не хотят скрывать того, что они палестинцы-христиане. Они живут в Дубае, приехали в отпуск на родину как раз в первый день боев. Пожилой отец Раши Тараси хотел еще раз взглянуть на Газу, он очень болен. "С того момента, как мы сюда приехали, ему точно стало лучше. Мы называем это "эффектом Газы", - говорит 36-летний мужчина. Опасаются ли они, будучи христианами, репрессий, ведь "Хамас" хочет построить в Газе исключительно исламистское государство? "Нет, мы знаем "Хамас" и его лидеров, мы им доверяем", - говорит Тараси-младший. Не люди "Хамаса" мародерствовали недавно в церквях. "Это были шатающиеся без дела подростки, которым только дай случай похулиганить". "Хамас" строго осудил эти инциденты и предоставил христианам защиту. "Они изо всех сил стараются показать, что соблюдают права всех групп населения. И не только на словах, но и на деле", - говорит Тараси.
Картина, которая складывается после увиденного и услышанного о том, что наступило после прихода к власти "Хамаса", на первый взгляд выглядит вполне ясной: "Хамас" гарантирует безопасность, даже своим врагам - и люди ставят это ему в заслугу. Там, где раньше царили произвол и страх, сегодня благополучие населения охраняет придерживающаяся строгих принципов, но справедливая организация.
Однако забота очень скоро может превратиться в тотальный контроль, а кроме того, люди не хотят замечать весьма странного факта: "Хамас", похоже, знает все обо всех в секторе Газа. Жители Газы решили наслаждаться сегодняшним днем. Кто знает, что случится завтра.
Иллюзия мирного сектора Газа будет длиться до тех пор, пока есть деньги в банкоматах системы EC-card, установленных на главной торговой улице, в долларах или шекелях. Большая часть населения Газы живет в нищете, 80% - за счет иностранной помощи. Если она будет и дальше сокращаться, для Газы настанут трудные времена. Люди знают об этом, как знают и о том, что это трудно изменить в одночасье. На все воля Божья, Бог нам поможет - это всегда одинаковый ответ на вопрос о будущем Газы.
"При "Фатхе" было много денег, но не было безопасности. Сейчас все наоборот", - говорит один студент.