Сталин умер в 73 года от инсульта, пока его помощники спорили, стоит ли вызывать врача без прямых указаний повелителя, утверждает обозреватель The Wall Street Journal Холмен У. Дженкинс-мл. "Если учесть возраст Владимира Путина (58 лет) и продолжительность жизни современных людей, пройдут, возможно, десятки лет, прежде чем у его приспешников появится сходный шанс для бездействия", - замечает автор.
Проводя параллели между биографиями Путина и Саддама Хусейна, автор заключает: "Саддам так долго делал все, как ему заблагорассудится, и его окружение столько ему поддакивало, что его финальный просчет оказался почти неизбежен". У Путина тоже велик риск просчитаться: до сих пор его почти не упрекают за "захват ЮКОСа и тюремное заключение Ходорковского", за обычай России "обманывать западные нефтяные компании", за смерть журналистов, убийства любознательных депутатов, отравление Литвиненко.
"В отношениях с путинской Россией западные правительства не проявляют беспримерной храбрости. Но Господь недавно сделал нам подарок, ценность которого превышает наши заслуги, - это сланцевый газ", - пишет обозреватель. Бум сланцевого газа в США в конечном итоге позволил европейцам отказаться от долгосрочных контрактов с Россией, где прописана привязка цены газа к ценам на нефть.
Тогда Россия попыталась расширить экспорт газа в Китай. "Но теперь эти переговоры застопорились из-за споров о ценах, поскольку Пекин обнаружил - догадайтесь с трех раз - что величайшие потенциальные запасы сланцевого газа, возможно, находятся в Китае", - говорится в статье. Европейский сланцевый газ появится на рынке не ранее 2025 года, но он уже перекраивает глобальную политику в сфере энергетики.
"Впрочем, то, что дает Господь, могут растранжирить европейские политики", - полагает автор. Франция в мае запретила фрекинг - технологию, с помощью которой добывается сланцевый газ. "Но, возможно, политические и экологические препятствия преувеличены, поскольку люди могут получить в руки баснословное богатство", - пишет автор.
В России президент Медведев призвал меньше зависеть от экспорта нефти и газа. "Не делайте ставок на Медведева. Делайте ставки на прозаичную логику событий: энергетическая мощь России слабеет, и Запад в своей политике должен извлечь из этого наибольшую выгоду, дабы заставить Москву лучше себя вести", - заключает автор.