Российский фондовый индекс понизился более чем на 20% после достижения пика этого года в середине марта, курс рубля упал на 13% по отношению к доллару. Неужели российская экономика опять идет на спад? - пишет The Financial Times.
"Инвесторов можно простить за то, что они опасаются повторения кризиса 2008 года", - считает Нил Бакли.
Недавние спады на рынке отражают сокращение цены на нефть марки Brent на 20% с марта, к началу июня она достигла 100 долларов за баррель, и усиление опасений по поводу того, что Греция может выйти из зоны евро, вызвав потрясение мировой экономики, говорится в статье.
"Но многие аналитики считают, что недавнее падение представляет собой чрезмерную реакцию, типичную для российских рынков. Страна во многих отношениях менее уязвима для внешних потрясений, чем четыре года назад, несмотря на то, что она стала еще более зависимой от цен на нефть", - продолжает автор.
Чарльз Робертсон, аналитик "Ренессанс Капитал", сказал: "В 2008 году рынки оценивали Россию так, будто в ней может повториться 1998 год". "Теперь рынки оценивают ее так, будто в ней может снова наступить 2008-й".
Внешний долг банков и компаний гораздо ниже, чем четыре года назад, что делает экономику менее чувствительной к внезапному прекращению финансирования, а макроэкономические показатели - сильнее.
Но зависимость от нефти остается главной слабостью России, продолжает Бакли. Высшая школа экономики предупреждает: если замедление темпов мирового экономического развития приведет к сокращению цен на нефть хотя бы до 80 долларов за баррель, правительство быстро сожжет весь свой резервный фонд в 60 млрд долларов.
Владимир Путин, вернувшийся на пост президента, сделал несколько дорогостоящих предвыборных обещаний, которые обойдутся стране к 2018 году в 10 трлн рублей, отмечает Сергей Алексашенко из ВШЭ. По его словам, цены на нефть должны расти на 10-15 долларов в год, в противном случае "бюджет станет невыполнимым" и России придется увеличить заимствования либо сократить расходы.