Этим событиям все еще ищут имя, чтобы они были похожи на те успешные революции, что произошли в Грузии и на Украине. Между тем киргизская революция начинает принимать опасный оборот. И если до последнего времени были лишь немногочисленные погибшие, то теперь она может превратиться в самую настоящую гражданскую войну и вылиться в столкновения между Севером, население которого почти полностью представлено киргизами, и Югом, где проживает много узбеков.
Таким образом, неясно, после "революции роз" и "оранжевой революции", которые привели к мирной смене режимов в двух бывших советских республиках, произойдет ли что-то подобное в сердце Средней Азии, в непосредственной близости от Китая. Не исключено, что революция "тюльпанов", "миндаля" или "лимонов", как пытаются ее назвать, окрасится в кроваво-красный цвет.
Несколько дней назад оппозиция призвала выйти на улицы тысячи манифестантов, которые сразу же взяли штурмом государственные здания и полицейские участки, используя палки и бутылки с зажигательной смесью. Сначала события развернулись в Джелал-Абаде и Токтогуле, потом и в Оше, на юге страны, почти на границе с Таджикистаном.
Некоторые оппозиционеры утверждают, что протест уже вышел из-под контроля политических сил. Но со вчерашнего дня предпринимаются посреднические усилия с целью поиска соглашения между властями и некоторыми силами оппозиции. Искрой, спровоцировавшей процесс, послужили результаты парламентских выборов, подвергшихся критике со стороны иностранных наблюдателей. Протесты оппозиции привели к разжиганию давних этнических и клановых разногласий, которые в свое время уже приводили к жестоким столкновениям в этой почти пятимиллионной стране, большинство жителей которой - мусульмане.
Под огнем оказался Аскар Акаев, бывший физик, удерживающий власть с момента появления независимой республики в 1991 году, в год распада СССР. Между тем Акаев самый демократичный из всех лидеров Средней Азии, которые твердо держат в руках свои территории. Акаев пришел в политику во времена горбачевской перестройки и всегда терпимо относился к оппозиции. Сейчас он уже не сможет выдвинуть свою кандидатуру в четвертый раз на выборах будущего года, но оппозиция опасается того, что он готовится внести изменения в конституцию. На парламентских выборах победу одержали его сторонники - по заявлениям оппозиционеров, благодаря многочисленным нарушениям.
В ходе манифестаций были захвачены государственные здания. В Джелал-Абаде было взято штурмом здание ГУВД, где находились арестованные несколько дней назад манифестанты. 70 арестованных были освобождены, и здание милиции сожжено. Затем манифестанты прибыли в аэропорт и перегородили взлетно-посадочные полосы камнями, чтобы помешать местным милиционерам получить подкрепление.
Аналогичные события произошли вчера в Оше, имели место нападения на государственные учреждения. По данным властей, от рук нападавших пострадало 14 милиционеров. Несколько манифестантов погибли. В городе Токтогул были взяты в заложники губернатор и судья.
После этих событий президент, который до последнего времени не шел на применение силы и не объявлял чрезвычайного положения, вчера предложил переговоры. Он предложил еще раз подвести итоги голосования по тем местам в парламенте, на которые претендуют оппозиционеры. В оппозиции наблюдается раскол. Некоторые ее представители согласились принять участие в переговорах, другие отвергли это предложение.
Среди ответивших отказов - самый известный персонаж, Роза Отунбаева, бывший министр иностранных дел, лидер движения Ата-Юрт. Отунбаева была категоричной: "У нас одна цель - прогнать это правительство. Нет необходимости в каких-либо переговорах".
Помощник президента Абдиль Сегизбаев назвал сложившуюся ситуацию довольно сложной: "Ни власти, ни оппозиция на данном этапе не контролирую толпу. Если появится лидер, которого будут уважать манифестанты, правительство готово вступить с ним в переговоры".
Россия, которая на этот раз была очень щепетильна и избежала участия в событиях, происходящих в бывшей советской республике, выразила сильную обеспокоенность по поводу последних событий. Россия посетовала также на наблюдателей ОБСЕ, которые своей критикой - возможно, чрезмерной для обычных стандартов в этих регионах - спровоцировали протесты. За ситуацией пристально наблюдают и в Вашингтоне.
Как Россия, так и Соединенные Штаты имеют на территории Киргизии военные базы огромного стратегического значения.