Идеологическую непреклонность "Хамаса" часто расценивают как препятствие палестинскому единству. Но в воскресенье потенциально сокрушительный удар по зарождающемуся "единому" правительству нанес умеренный президент ПА Махмуд Аббас - он назначил на должность советника по национальной безопасности Мухаммеда Дахлана, самую противоречивую фигуру на палестинской политической сцене.
Правительство национального единства ПА было ратифицировано в субботу в ходе одновременных процедур в Секторе Газа и на территории Западного берега, объединенных с помощью видеоконференции, чтобы преодолеть израильский запрет для большинства палестинцев на переезды между этими двумя регионами.
Реакция Израиля была предсказуемо негативной. Официальные представители отметили, что новое правительство не выполнило международных требований об отказе от насилия и признании государства Израиля, и что даже умеренные фигуры на ключевых постах в министерствах запятнаны политическим соседством с "Хамасом".
Правительства других государств проявили большую гибкость, демонстрируя как полное признание нового правительства (Норвегия, арабские страны), так и осторожный оптимизм (ЕС, Россия, ООН), а также высказывая идею, что можно будет иметь дело с министрами, не являющимися членами "Хамаса" (Великобритания и даже Соединенные Штаты).
Палестинцы согласились на объединение не столько из-за общих убеждений, сколько из необходимости, вызванной усугубляющимся финансовым кризисом и арабским дипломатическим давлением. Разногласия между их фракциями стали очевидны в ходе парламентской сессии, на которой было ратифицировано новое правительство: президент Аббас произнес речь, в которой подчеркнул необходимость переговоров, и одновременно политический лидер "Хамаса" Исмаил Хания заявил о праве палестинцев на "сопротивление" и говорил не о признании Израиля, а о продлении перемирия, если границы Палестинского государства будут установлены в соответствии с границами 1967 года.
В то время как все эти разногласия не были ни для кого сюрпризом, назначение Аббасом Дахлана равносильно броску гранаты в помещение, где и без того царит напряженная обстановка. Это грозит разрушить даже иллюзию сотрудничества. "Хамас" немедленно назвал это назначение "незаконным" и призвал Аббаса пересмотреть решение. Президент ПА не мог не осознавать, какой эффект произведет этот его шаг.
45-летний Дахлан, в настоящее время являющийся членом Палестинского законодательного совета, ранее был главой Управления превентивной безопасности. У него многочисленные деловые интересы в секторе Газа, и в течение многих лет он подвергался обвинениям в коррупции. Уроженец Газы из Хан-Юниса, он был лидером во время первой интифады и провел некоторое время в израильских тюрьмах. Позднее он занял высокую должность в "Организации освобождения Палестины" и принимал участие в переговорах 1993 года в Осло и 2000 года в Кэмп-Дэвиде. Дахлан поддерживает близкие отношения с американцами и израильтянами, в особенности с представителями их разведслужб.
Ювал Дискин, глава службы внутренней безопасности Израиля, сказал недавно, что он надеется, что "Фатх" реабилитирует свой имидж и в этом сыграет важную роль, в частности, Дахлан. Таким образом, Дахлан вполне предсказуемо является объектом ненависти со стороны членов "Хамаса", которых он в январе назвал "убийцами", и против которых десять лет назад он выступал. У него также есть враги в рядах отдельных влиятельных палестинских кланов, и его обвиняют в том, что он сыграл значительную роль в столкновениях между фракциями, которые сотрясали сектор Газа в последние несколько месяцев.
"Дахлан - проблема сам по себе, - говорит представитель палестинского министерства иностранных дел, который не захотел, чтобы его имя звучало в связи с этой щекотливой темой, - но, когда его ставят на такую должность, он становится больше чем проблемой".
Представитель Центрального комитета "Фатха", который тоже пожелал остаться неизвестным, добавил: "Это фактически равнозначно назначению его министром внутренних дел, который отвечает за различные организации, связанные с безопасностью, часть из которых относится к "Фатху", а часть - к "Хамасу". Это вернет нас к неблагоприятной ситуации. И это создает сложную ситуацию для Хании. Он должен будет противостоять этому назначению или столкнуться с проблемами внутри "Хамаса".
"Хамас" ранее наложил вето на назначение Дахлана на пост вице-премьера. Хотя его одностороннее назначение советником по национальной безопасности может прийтись по душе администрации Буша, которая без особого энтузиазма отнеслась к объединению Аббаса с правительством "Хамаса", оно почти наверняка углубит раскол не только между "Фатхом" и "Хамасом", но и между Аббасом и палестинским народом.
"Для простых людей с улицы ситуация выглядит так, как будто Абу Мазен (Аббас) выполняет указания Израиля и Америки", - говорит представитель Центрального комитета "Фатха". Законодатели "Хамаса" планируют выступить против этого назначения на том основании, что палестинская конституция запрещает членам законодательных органов занимать посты в кабинете.
Этот скандал возник на фоне подготовки к очередному визиту в Ближневосточный регион госсекретаря США Кондолизы Райс. Она планирует провести две встречи с Аббасом. Если бы ее целью была стабилизация палестинской политики, ей стоило бы спросить Аббаса, о чем он только думал. Но, учитывая неодобрительное отношение американцев и израильтян к объединенному правительству и их симпатию к Дахлану, скорее всего, она его поздравит.