Эта конференция должна была пройти незамеченной. Организованная в Вильнюсе, на берегах Балтийского моря, и посвященная роли "НАТО в европейской безопасности", она должна была закончиться ожидаемыми предложениями и туманными обещаниями, принимая во внимание тот факт, что основными ее участниками были девять министров иностранных дел скромных государств Центральной и Восточной Европы, второстепенных действующих лиц на международной политической сцене. И тем не менее. Воспользовавшись случаем, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Македония и Албания привлекли к себе внимание, обратившись к НАТО с призывом принять их всех вместе с альянс в ходе ближайшего Совета НАТО, запланированного на 2002 год. Довольно! Им уже пришлось слишком долго напрасно ждать, что им предложат календарь приема в члены НАТО, почти 10 лет после краха Советского Союза и целый год после вступления в Североатлантический альянс Польши, Чехии и Венгрии.
Эта просьба не нова. Удивление вызвало намерение этих девяти государств выступить единым фронтом для достижения желаемой цели. На самом деле, до самого последнего времени политика каждой из этих стран была отмечена духом соперничества: каждая из них пыталась убедить НАТО в том, что она лучше других. Страны Балтии кичились тем, что они более демократичные, чем их соперники, а балканские страны, в свою очередь, чтобы добиться преимущества, делали ставку на свою позицию во время войны в Косово. Подобные действия очень часто вызывали раздражение: один из представителей американского госдепартамента назвал однажды подобную практику "непристойным конкурсом красоты". Девять стран приняли это к сведению, чтобы следовать отныне иной стратегии, которую они считают революционной и, как они надеются, решающей, о чем свидетельствует название, которое они ей дали: "Биг Бэн".
Это изменение подхода продиктовано не только опытом ряда неудач, но и связано с резким изменением ситуации. В настоящее время НАТО испытывает трудности в связи с приемом трех новых членов и испытывает страх перед перспективой приема еще девяти стран. И без того трудно добиться единогласного принятия решений с 19 членами, не говоря уже о 28! Соискателям, таким образом, потребовалось доказать, что они обладают чувством дисциплины и солидарности. И затем, и прежде всего, это связано с тем, что приход к власти в Москве нового президента Владимира Путина, решительно настроенного вернуть России авторитет и влияние на международной арене, которыми она обладала в прошлом, позволяет сделать предположение о том, что однажды новое расширение НАТО может натолкнуться на непреодолимую оппозицию. Таким образом, речь идет о том, чтобы как можно быстрее вступить в НАТО в связи с риском уже никогда не стать членом Североатлантического альянса.
"Страны Центральной Европы (...) в течение столетий находились в серой зоне, которой управляли при помощи силы, а не в соответствии с принципом законности. Мы надеемся, что этот горький опыт больше не повторится", - заявил президент Литвы Валдас Адамкус в ходе конференции, проходившей в Вильнюсе. "Слишком часто в течение нашей собственной истории мы испытывали последствия политического безразличия к судьбе других, поэтому мы решительно настроены защищать" ценности атлантического сообщества, - подчеркнул в свою очередь тот, кого многие считают разработчиком нового подхода, министр иностранных дел Литвы Алгирдас Саударгас. Он также заявил: "Если отношение к каждой стране должно основываться на ее заслугах, мы верим в то, что вступление каждой демократии станет успехом для всех нас и вступление всех наших стран - успехом для Европы и НАТО".
"Нам необходимо продолжить наше расширение. Это значит - оставаться преданными нашей политической поддержке новым демократиям на континенте с тем, чтобы они в полной мере могли войти в надежное и процветающее евро-атлантическое сообщество" - заявил находившийся в Вильнюсе генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Его заявления звучали бы более убедительно, если бы он не чувствовал себя обязанным подчеркнуть необходимость "восстановления" отношений между его организацией и Кремлем, без которого новая архитектура безопасности, по его словам, была бы неэффективной. Следует подчеркнуть, что совсем недавно Владимир Путин заявил, что приближение военных альянсов к границам России угрожает интересам и безопасности его страны.