На этой неделе республиканцы проталкивают через конгресс самый большой американский военный бюджет со времен холодной войны, несмотря на настойчивые вопросы о ненужных затратах и собственное признание Пентагона, что он не может отчитаться более чем за триллион долларов.
Запрос на военные расходы 2004 года превышает 400 млрд долл. (244 млрд фунтов стерлингов). При этом в него не включена оккупация Ирака, расходы по которой, достигающие 35 млрд долл., будут покрыты в рамках другого, дополнительного закона.
Угроза новых террористических актов стала причиной поддержки раздутого военного бюджета в обществе и в конгрессе, но при этом львиная доля средств тратится на традиционные вооружения: истребители и подводные лодки, спроектированные для войны с Советским Союзом.
В последний раз США тратили на оборону так много в 1991 году. Но в действительности нынешний бюджет превышает средний бюджет времен холодной войны, когда американская армия была значительно больше.
Бюджет 2004 - это удача и для крупных оборонных компаний, некоторые из которых понесли значительные убытки из-за намерений администрации Буша закрыть часть программ эпохи холодной войны, чтобы оплатить новые, "трансформационные" технологии, призванные сделать американскую армию более мобильной, например беспилотные летательные аппараты.
После интенсивного лоббирования, которое оборонная промышленность и ее союзники вели в Пентагоне и конгрессе - так называемом "железном треугольнике" - новый законопроект о расходах демонстрирует готовность платить как за старое, так и за новое.
По мнению Кристофера Хелмана, военного аналитика Центра по контролю над вооружениями и нераспространением, только 25 млрд долл. из 400 можно считать "трансформационными", направленными на модернизацию, притом что 10 млрд из этой суммы пойдет на программу "звездных войн".
Оборонные компании радует щедрость бюджета. Генеральный директор компании Northrop Grumman Рональд Шугар заявил, что предвидит "существенный рост продаж и доходов".
Бюджет сопровождает законопроект Пентагона, озаглавленный "Военная трансформация в XXI веке". Этот закон существенно ограничивает парламентский контроль над военными расходами, сокращая спектр докладов, касающихся издержек и прибылей, которые министерство обороны должно представлять законодателям.
Некоторые демократы в конгрессе резко выступают против законопроекта, поскольку неразумные траты Пентагона невозможно обуздать. В открытом письме лидерам обеих партий они пишут: "Сегодня ни одна важная структура министерства обороны не проходит независимый аудит".
Недавно главный ревизор Пентагона признал, что министерство не смогло отчитаться более чем за триллион долларов, израсходованных в прошлом. Расследование, предпринятое конгрессом, пришло к выводу, что в результате плохого менеджмента потеряны следы 56 самолетов, 32 танков и 36 пусковых ракетных установок.
Доля национального дохода, которую США тратят на оборону, после прихода к власти президента Буша выросла с 3 до 3,5 процентов ВВП.
Сегодня бюджет Пентагона составляет половину всех правительственных расходов США и почти вдвое превышает военные расходы 15 стран, которые идут следом за Америкой в списке мировых военных держав, вместе взятые.
После окончания холодной войны ВВС США не встречали серьезных конкурентов своим главным самолетам: истребителям F-15 Strike Eagle и F-16 Fighting Falcon. Три последних противника Америки ? "Аль-Каида", "Талибан" и Ирак вообще не имеют сильных ВВС. Тем не менее в бюджет 2004 года включены 4 млрд долл. на новый истребитель-бомбадировщик F-22, 3 млрд - на новый истребитель ВМФ Super Hornet и 4 млрд долл. на разработку экспериментального истребителя Joint Strike Fighter.
F-22, который производят компании Lockheed Martin и Boeing, преследуют технические и финансовые проблемы. Сегодня цена одного самолета 257 млн долл., что на 50 млн превышают оценку, сделанную несколько лет назад. Гибрид самолета и вертолета для морской пехоты V-22 Osprey, который производит Boeing, также получает еще 1 млрд долл., несмотря на несколько катастроф с человеческими жертвами и отставание проекта от графика на 10 лет.
Бюджет, в котором есть "что-нибудь для каждого", дает основания считать, что связи Пентагона с военной промышленностью взяли верх над стремлением новой администрации к реформам. Недавно New York Times опубликовала статью, в которой сказано, что заместитель министра обороны по ВВС Джеймс Роуч был президентом Northrop Grumman; его помощник Нельсон Гиббс работал в той же компании. Заместитель Роуча Питер Титс был директором Lockheed по эксплуатации, а заместитель министра обороны Майкл Винн ? вице-президентом General Dynamics.
Сам министр обороны Дональд Рамсфельд был директором одного из дочерних предприятий General Dynamics, а его заместитель Пол Вулфовиц работал консультантом в Northrop.