Олаф Мельцер из гессенского Фонда исследования мира и конфликтов задается вопросом, когда же Путина наконец заставят уважать права человека в собственной стране
Российский министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров принял в пятницу председательство в Комитете министров Совета Европы. Таким образом, Россия впервые в своей истории возглавила демократическую организацию, которая занимается содействием становлению демократии, правового государства и соблюдению прав человека. Россия входит в Совет Европы с 1996 года и принимает председательство от Румынии в порядке очередности. Депутат Государственной думы, отвечающий за контакты с Европарламентом, Константин Косачев хочет, чтобы под председательством России приоритеты Совета Европы сместились с защиты прав человека в область культуры и экономики.
Это полновесный скандал. Россию политологи называют автократией, в лучшем случае - дефективной или управляемой демократией, а Freedom House, организация, определяющая индекс развития демократии в мире, относит к классу "несвободных" стран. Несмотря на реформирование в конце 1990-х годов различных областей законодательства, в России все еще существует две реальности: на бумаге - законы, соответствующие всем нормам правового государства, а на практике - суды, подверженные коррупции и послушные Кремлю. Свидетельством чему являются во многом противоправные процессы в отношении противника Путина Михаила Ходорковского.
Также существуют противоречия между официальной линией Кремля, согласно которой чеченский конфликт разрешен, и регулярными докладами, причем именно Совета Европы, о массовых случаях убийств, изгнания людей с насиженных мест, похищений, пыток и противозаконных арестов, которые производятся федеральными войсками или пресловутой милицией Кадырова.
Но и внутренняя политика, не касающаяся борьбы с террором, дает достаточно поводов для критики. Средства массовой информации - все, почти без исключения - лояльны Кремлю, возможности неправительственных организаций в значительной мере ограничены жесткими рамками, поставленными государством, при этом даже попасть в бюро Совета Европы в Москве практически невозможно.
Требования о необходимости соответствующих выводов в Комитете министров Совета Европы остаются без ответа. Комитет министров иностранных дел 46 государств проявляет в отношении России слишком большую снисходительность. Даже тот факт, что Москва проиграла более 80 дел в Европейском суде по правам человека, остается без последствий. Западная политика оказалась несостоятельной? Членство, а теперь и председательство в Совете Европы, расширение "большой семерки" за счет приема России до "восьмерки", "стратегическое партнерство" с НАТО - всего этого Россия уже добилась, пока что не хватает только членства в ВТО.
Но что демонстрирует Россия? Договоры, которые она подписала при вступлении в Совет Европы, по многим пунктам не исполнены, наблюдается резкое отторжение критики. Примечательно, что переговоры по различным направлениям ведутся раздельно. Отношения с ЕС, энергетическая политика, партнерство с НАТО, членство в ВТО, политика на постсоветском пространстве - все эти факторы европейская сторона стратегически никогда не увязывала.
Немецкий канцлер ведет новый, существенно более объективный диалог с президентом Путиным. Это хорошее начало. Совет Европы после апрельского 2006 года доклада Юнкера получил значительную поддержку со стороны ЕС, так что его требования о соблюдении минимальных демократических стандартов могут обрести больший вес. Кроме того, саммит G8 в Петербурге дает возможность наконец-то выступить против России с единых позиций. Время торопит: Европа может вести переговоры с Путиным до 2008 года. Что будет потом, неизвестно.