Провокация, совершенная людьми из "Фатх аль-Ислам", вооруженной группировки, близкой к "Аль-Каиде", в результате которой за последние два дня погибли уже 78 человек и сотни получили ранения, без всякого сомнения, имеет целью втянуть Ливан в драму, однажды уже пережитую им, с участием 400 тысяч палестинских беженцев, опасным и потенциально разрушительным наследием арабо-израильского конфликта.
Находясь на крыше строящегося дома, мы наблюдаем за тем, как ливанская артиллерия выполняет, на первый взгляд, нетрудное упражнение по стрельбе: ведет огонь по лагерю беженцев. Орудийные снаряды проделывают огромные пробоины в фасадах жилых домов, из образовавшихся дыр вырываются языки пламени. Слышны пулеметные очереди. В урбанистическом хаосе лагеря не наблюдается никакого движения, не видно ни одного человека. Куда подевались 40 тысяч живущих здесь палестинцев?
Во второй день войны, объявленной Ливану группировкой "Фатх аль-Ислам", Триполи похож на прифронтовой город. Военные колонны, частные автомобили, машины скорой помощи медленно продвигаются по проспектам, перегороженным блокпостами. После террористических актов первого дня войны половина магазинов закрыта, большая часть семей не покидает жилищ.
Черные флаги на перекрестке являются отражением религиозной традиции города, который называют "Крепостью ислама". Портрет Саддама Хусейна - дань памяти диктатору. Триполи всегда был сценой бурных политических страстей и кровопролитных столкновений между палестинскими группировками, пустившими здесь корни. Доказательством может служить вооруженное столкновение, вспыхнувшее в 1986 году - когда палестинцы бесповоротно потеряли Ливан - между "Фатх-Интифада", группировкой, которую поддерживала Сирия, и "Фатх-Арафат", сохранившей верность почившему Абу Амару.
Обратите внимание, что "Фатх аль-Ислам" является одним из формирований "Фатх-Интифада". Лидер "Фатх аль-Ислам" Шакер аль-Абси говорит, что его бойцы хотят возродить палестинское национальное движение, основываясь на строгом соблюдении коранических правил и в духе священной войны (джихада) против Америки, Израиля, крестоносцев Запада. И с такими идеями, опираясь на дружбу с иорданским террористом Абу Мусабом аз-Заркави, аль-Абси прибыл в ноябре 2006 года в лагерь Нахр эль-Барид, заявив, что дистанцировался от "отступников и мирян" из "Фатх-Интифада", чтобы сформировать свою джихадистскую армию. Аль-Абси родился в Иерихоне, был пилотом самолета при дворе Арафата. Боевик решил идти путем, который в 2003 году привел его к смертному приговору, вынесенному иорданским судом, поскольку его сочли причастным (вместе с еще несколькими лицами) к убийству американского дипломата Лоренса Фоли.
Шакер аль-Абси вернулся из Сирии, когда объявил о расколе и восхождении его звезды на небосклоне глобального джихада. Это должно было указывать ливанским правителям на то, что режим Дамаска управляет аль-Абси. Однако сирийский министр иностранных дел Валид Муаллем утверждает обратное: "Сирийское правосудие всегда через Интерпол объявляло охоту на таких людей".
В Ливане разворачивается новая драма. Палестинские беженцы, направляемые палестинским же боевиком-фанатиком. Ливанская армия со своим бедным оснащением и неподготовленным личным составом в первый же день потеряла 27 человек убитыми, и сегодня, заручившись поддержкой населения, пытается взять реванш. Сирия, расположенная за холмами, всего в 10-15 км от Триполи, чтобы подчеркнуть свою непричастность к происходящему, закрыла границу из соображений безопасности.
Еще утром, казалось, наступило перемирие. Гуманитарные организации предупредили, что убитые остаются лежать на улицах, раненым не удается оказать помощь. В кабинете премьер-министра Фуада Синьоры находятся представитель ООП Аббас Заки ("Хамас") и Усама Хамдан: втроем они обсуждают условия перемирия, необходимого для оказания помощи двум десяткам раненым и больным и эвакуации их из лагеря. Но столкновения разгорелись с новой силой. Дуэль между артиллеристами на небольшом расстоянии редко бывает решающей.
Наступает момент, когда необходимо рисковать и направлять людей на поле боя, но ливанская армия, в силу международной конвенции от 1969 года, не может воевать. Ее единственным оружием остается осада. С другой стороны, "Фатх аль-Ислам" угрожает вывести войну за пределы Нахр эль-Барид и небезосновательно надеется, что восстание распространится и на другие палестинские лагеря.
После взрыва бомбы два дня назад в христианском квартале Бейрута вечером город вновь погружается в страх. В суннитском квартале Вердун, где живут богатые мусульмане, взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль: в результате - шесть раненых и появившиеся опасения, что насилие охватит всю столицу.