Симфонии Чайковского всегда занимали особое место в сердцах большинства любителей музыки. Однако до сих пор существует тенденция считать, что Чайковский ? это художник, создающий колоритные картины, а не композитор, способный четко выдержать определенную музыкальную тему. Он является автором многих из самых душераздирающих мелодий современного репертуара, но редко причисляется к рангу величайших симфонистов 19-го века.
Пятая симфония Чайковского в исполнении Владимира Федосеева и Симфонического оркестра Московского радио стала впечатляющим ответом на такой необъективный взгляд на творчество композитора. В исполнении не было недостатка в экспрессивных деталях, но музыкантам удалось создать мощное симфоническое движение.
Федосеев выстроил все части произведения в логическую последовательность, начиная с мрачной тоски тягучего вступления и заканчивая ярким светом финала. Своим размашистым ритмом он подчеркивает мимолетный покой единственной мажорной темы первой части. В сердце минорный тьмы создавалось ощущение отстутствия выхода. Медленное движение создавало идеальный этому контраст. Лучезарная ностальгия знаменитой мелодии духовых два раза рушилась под напором грубой грохочущей силы главной темы, постоянно таящейся на заднем плане. В интерпретации Федосеева радостная трансформация главной темы вступления в завершающей части является победой лишь условно. Гром развязки симфонии подчеркивается головокружительной динамикой финала.
Даже если Федосеев в поисках необузданной энергии рискнул пожертвовать оркестровой ясностью ? многие пассажи едва не превращались в каденции из-за шумного, харизматического литавриста ? он все-таки представил Чайковского композитором прежде всего структуры, а не сентимента.
После исполненной с блестящей фантазией увертюры оперы Римского-Корсакова "Майская ночь" Фредди Кемпф играл Третий фортепьянный концерт Рахманинова. В своем очередном мастерском выступлении Кемпф решил известные сложности этого произведения с порывистым энтузиазмом и проницательностью опыта. В свои 23 Кемпф - благодаря своему легендарному выступлению на конкурсе Чайковского в 1998 г. - уже стал в России известной фигурой. С Федосеевым и его московским оркестром у Кемпфа сложились симбиотические отношения. Реагируя на приливы и отливы музыкальных фраз партнера, Кемпф и Федосеев создали волны огромной мелодической интенсивности, которые неклонно ведут к всепоглощающему финалу.