У берегов Испании затонул танкер с российской нефтью. По мере того как растут объемы экспорта нефти из государств бывшего Советского Союза, повышается интенсивность движения танкеров у берегов Европы. Возникает все больше опасений, что это приведет к тяжелым последствиям для окружающей среды. Европейские государства вынуждены создавать новые навигационные системы.
За последние три года объемы нефти, экспортируемой с территории бывшего Советского Союза, увеличились почти на 40%. США считают, что эти поставки могут послужить буфером в случае нестабильности на Ближнем Востоке, но активная торговля нефтью вызывает беспокойство у некоторых европейских государств.
Сегодня через Балтийское море перевозится в три раза больше российской нефти, чем семь лет назад. Россия расширяет мощности существующих портов, строит новые терминалы. Предполагается, что объемы экспорта будут расти. Особенно интенсивно движение танкеров в узком Финском заливе, на берегах которого расположены Санкт-Петербург и другие портовые города. "Нас это очень тревожит. Если в Финском заливе что-нибудь случится, течение принесет всю нефть к берегам Финляндии", - сказал Маркку Мюллю, директор департамента судоходства в Финской морской ассоциации.
Россия, Финляндия и Эстония тратят десятки миллионов долларов, чтобы объединить свои навигационные радары и портовые компьютерные системы и обеспечить бесперебойный поток танкеров. В центре залива проведена воображаемая белая пунктирная линия. Суда, следующие на восток, должны плыть вдоль южного берега, суда, следующие на запад, - вдоль северного. Партнеры создают также общую систему контроля, чтобы следить за движением каждого танкера, проходящего через Финский залив.
Мюллю это не успокаивает. В заливе сотни скалистых островков, а зимой - плавучих льдин. "Когда в узком проливе много больших танкеров, вероятность катастрофы всегда велика", - сказал он. Последний инцидент произошел в прошлом году, когда гигантский, давно неремонтировавшийся танкер дал течь в эстонском порту Таллинн. Танкер ходил под так называемым "удобным флагом", то есть был зарегистрирован в оффшорной зоне. По словам Мюллю, в конце восьмидесятых в заливе потерпели аварии два советских танкера. В воду вытекли 10000 тонн нефти.
Власти скандинавских государств с тревогой смотрят на север, в направлении Арктики, где открылись новые маршруты транспортировки нефти. Крупнейшая российская нефтяная компания ОАО "Лукойл" уже начало эскпорт нефти через Ледовитый океан с небольшого терминала в Баренцевом море. В ближайшие годы компания планирует построить крупный порт в Мурманске. В проект будет вложено 4,5 млрд. долларов.
Российские компании производят больше нефти, чем могут экспортировать, потому что в стране не хватает трубопроводов и портов. Они пытаются создать инфраструктуру, которая дала бы им возможность выйти на новые рынки. Один из самых привлекательных маршрутов проходит через Ледовитый океан. Он позволяет резко сократить расстояние до Западной Европы и США.
Однако льды и неожиданные штормы в этой отдаленной части мира создают очевидные риски. Недавно "Лукойл" купил десять новых ледоколов с двойным корпусом, построенных в России и Германии и отвечающих высочайшим международным стандартам безопасности. "Гринпис" и другие экологические организации говорят, что спасательным командам будет сложно ликвидировать последствия возможных аварий в этом отдаленном регионе.
Власти российских портов и судоходных компаний говорят, что принятые у них стандарты безопасности отвечают международным нормам и что им вполне по силам справиться с растущими объемами экспорта. Капитан Михаил Синельников, глава Санкт-петербургского порта, где танкер "Престиж" принял груз нефти, сказал, что инспекторы не провели тщательной проверки, предусмотренной Парижским меморандумом по контролю судов государством порта, потому что срок действия гарантии качества танкера "Престиж" истекает лишь в 2006 г. Однако представители порта проверяли экологическую безопасность "Престижа>, уровень подготовки экипажа и исправность оборудования.
"Это серьезная проверка. Таким образом мы проверяем все танкеры", - сказал Синельников. Представители судоходных компаний Лондона и Западной Европы подтвердили, что российские порты соблюдают базовые европейские нормы и повышают свои стандарты, переходя на новое оборудование.
Но статистика показывает, что российские корабли не очень надежны. По словам Саймона Кэррола, представителя "Гринпис" в Международной морской организации ООН, сообщил, что в прошлом году зарегистрированные в России коммерческие суда, в том числе нефтяные танкеры, входили в число кораблей, наиболее часто подвергавшихся проверке в иностранных портах. "Даже их сертификаты не соответствуют стандартам. При вхождении в порт у них часто возникают проблемы, - сказал Кэролл. - Следует задать вопрос: если интенсивность российского морского транспорта возрастет, каковы будут последствия?".
Вячеслав Заморянов, глава Союза российских судовладельцев, не согласен с утверждениями о низких стандартах. "Ни одно судно с российским флагом не выйдет в море, не пройдя тщательную проверку", - сказал он.
Российские суда и торговые компании экспортируют лишь малую часть российской нефти. Это международный бизнес, привлекающих множество кораблей со всего мира. Но это не успокаивает турецких защитников окружающей среды, которые следят за движением судов в Черном море. За последние пять лет интенсивность движения судов с российской и каспийской нефтью здесь более чем удвоилась.
В октябре Турция установила новые жесткие правила, чтобы сократить количество танкеров, проплывающих через пролив Босфор, ширина которого - всего один километр. В будущем часть каспийской нефти будет транспортироваться в обход Черного моря и Босфора напрямую в Средиземное море по новому трубопроводу. Байран Истук, ученый Турецкого фонда морских исследований, считает, что через Босфор, то есть по самому центру Стамбула, проплывает слишком много танкеров.
"Представьте себе, что эти танкеры плывут по реке Сена в Париже или по амстердамским каналам. Этого бы никто не допустил, - сказал он. - Если объемы нефти, перевозимой по Черному морю возрастут, возникнут серьезные угрозы для безопасности экосистемы".