В испанском городе Мелилья (город на побережье Средиземного моря, в Марокко, находится под управлением Испании. - Прим. ред.) все думали, что статуя Франко, убранная в начале месяца с проспекта Хенераль Масьяс из-за ремонтных работ, навсегда останется в городском военном музее. Однако на прошлой неделе бронзовый каудильо (официальный титул главы государства генералиссимуса Франко. - Прим. ред.), отлитый в память об "освобождении" Мелильи в 1921 году от воинов Абд аль-Крима (в 1921-1926 годах - предводитель рифских племен Марокко, возглавивший восстание против испанских колонизаторов. В рядах бесславно сражавшихся с рифами испанских войск делал карьеру офицер Франсиско Франко Баамонде, ставший самым молодым в Европе генералом. - Прим. ред.), вновь появился в историческом центре города, о чем не преминули сообщить как о сенсации национальные газеты. В испанском анклаве, где патриотические чувства очень сильны, вряд ли этот факт можно назвать случайностью: вчера испанцы, испытывающие ностальгию по Франко, отметили тридцатилетнюю годовщину его смерти в собственной постели.
"Рабы"
Как и каждый год, в минувшее воскресенье сотни людей собрались на мессу в его память, прошедшую в базилике Валье-де-лос-Каидос под Мадридом, где покоится его прах. Сооруженный в 1959 году руками 12 тысяч "рабов"-республиканцев, этот музей-мавзолей по-прежнему служит местом собраний для верных поклонников "генералиссимуса", фалангистов и членов ультраправых группировок.
Хотя, судя по результатам опроса, проведенного правительством, у 85% испанцев фигура Франко сегодня вызывает только "равнодушие" или "негативные чувства", вопрос о символах диктатуры не теряет своей актуальности. Что делать, например, с Вальо-де-лос-Каидос, который для одних является местом паломничества, а для других - монументом, посещать который просто позорно? Как поступить со статуями Франко и "проспектами Генералиссимуса", имеющимися в сотнях крупных и мелких городов? Что делать с бесчисленными мемориальными табличками в память о "погибших за Бога и Отечество" на фронтонах мэрий, исторических памятниках и церквах? В одном только Мадриде остается 167 улиц, носящих имена франкистских военачальников.
При Фелипе Гонсалесе (испанский премьер-министр с 1982 по 1996 год. - Прим. ред.), а потом и при Аснаре (Хосе Мариа Аснар, премьер с 1996 по 2004 год. - Прим. ред.) эта тема считалась запретной. Поворот произошел в апреле 2004 года, с приходом к власти социалиста Хосе Луиса Сапатеро, дед которого в годы гражданской войны (1936-1939) был расстрелян франкистами. Он обещал покончить с этим "позорным анахронизмом". По его инициативе была создана комиссия по искоренению символов прежнего режима в стране. Но и сегодня, год спустя, соответствующий законопроект еще не готов. Процесс "слишком затянулся", считают коммунисты из партии "Искьерда унида" ("Объединенные левые") и ассоциации, борющиеся за сохранение исторической памяти.
Наследие
Похоже, социалисты, опасаясь вызвать конфликт в обществе, не торопятся. Тем более, что консерваторы из Народной партии (НП) - наследницы франкистской политической организации - осуждают "всякие попытки разбередить раны прошлого". "Всякий раз, когда убирается мемориальная доска или статуя Франко, это заставляет жителей города определиться в своем отношении к этим символам", - говорит политолог Хесус де Андрес. Но власти часто действуют обходным путем, прикрываясь дорожными работами. В марте по приказу Сапатеро с помощью подъемных кранов ночью была убрана бронзовая статуя каудильо, возвышавшаяся в центре Мадрида. На следующий день сотни поклонников Франко устроили шумную демонстрацию протеста. Сегодня в стране остается три больших бронзовых статуи диктатора - в Мелилье, Сантандере и Сарагосе, хотя местные мэрии обещали их убрать.
Больше всего споров идет вокруг Валье-де-лос-Каидос. Народная партия категорически против любого посягательства на этот памятник. "Как можно ставить под угрозу наше историческое наследие? В таком случае давайте снесем памятники Христофору Колумбу, Писарро (испанский конкистадор, завоеватель земель инков. - Прим. ред.) или Изабелле Католичке (королева Изабелла Кастильская, при которой завершилось объединение Испании. - Прим. ред.)!" - возмущается лидер НП Мариано Рахой. Левые требуют, чтобы в мавзолее хотя бы были установлены панно, напоминающие о преступлениях франкистской диктатуры.