Мятежники-сепаратисты привержены радикальному исламу, тогда как президент республики, поддерживаемый Москвой, энергично пропагандирует возрождение суфизма
Высоко на горном склоне в восточной части Чечни в мирном грушевом саду стоит новая мечеть. Ее свежевыкрашенные стены озарены солнечными зайчиками. На близлежащем кладбище рабочие только что закончили ремонт белого купола над простым надгробием, задрапированным зеленой материей. "Благодаря помощи Аллаха и поддержке нашего президента мы приводим в порядок эту святыню", - говорит мужчина плотного телосложения в зеленом одеянии - Магомед Даскаев, имам местного селения Хаджи-Аул. Этот зиярат на хребте Эртан в часе езды от Грозного - одно из самых почитаемых мест в традиционном чеченском исламе: здесь нашла последнее упокоение мать Кунта-Хаджи Кишиева, пастуха, который стал суфийским шейхом.
При новой мечети смогут ночевать многочисленные паломники, приезжающие сюда. Ее сооружение - яркий символ возрождения суфизма, которое захлестнуло Чечню при власти импульсивного 31-летнего президента Рамзана Кадырова. Одновременно с этим религиозным "ренессансом" последние 700 с лишним мятежников, ведущие борьбу с промосковской администрацией Кадырова, тяготеют к радикальному исламу.
В начале ноября лидер мятежников Доку Умаров объявил, что расширяет фронт борьбы своего движения, которое ранее выступало против сил безопасности, поддерживаемых Россией, - теперь она перерастет в более широкую "священную войну" с Соединенными Штатами, Великобританией и Израилем. "Все, кто ведет войну с исламом и мусульманами, - наши враги", - сказал он. Объявив джихад, Умаров фактически окончательно порвал с целями сепаратистов 1990-х годов, когда те возбуждали сочувствие в мире своими попытками отколоться от России.
Чеченские мятежники поначалу были преимущественно секулярной силой, которую возглавлял щеголеватый Джохар Дудаев - в прошлом генерал ВВС России, в отутюженном мундире и с аккуратно подбритыми усами. Теперь их основные командиры - фундаменталисты со связями на Ближнем Востоке, стремящиеся создать на российском Северном Кавказе исламский халифат. Такие умеренные деятели, как Ахмед Закаев, проживающий в Лондоне эмиссар чеченских сепаратистов, были быстро оттеснены на обочину. Метаморфоза движения мятежников позволила Кадырову и его прокремлевским союзникам объявить себя сторонниками умеренного течения в исламе - а именно суфизма, мистической разновидности этой религии, которая делает упор на личном союзе с Аллахом.
Бойцы президентской гвардии - "кадыровцы", известные своей жестокостью, - подавили большую часть мятежников, установив в Чечне хрупкий мир после более десяти лет войны. По всей республике в рамках широкой программы восстановления строятся, в числе прочего, новые мечети. "Ваххабиты не предлагают ничего, кроме смерти и разрушения, - сказал муфтий Чечни, один из ближайших союзников Кадырова Султан Мирзаев в интервью в своем кабинете в Грозном. - Мы же хотим возродить нашу родину и дать надежду ее народу".
Суфизм почти 200 лет был в Чечне господствующим течением ислама, но при советской власти поневоле ушел в подполье. В XIX веке последователи этого учения, именовавшиеся мюридами, черпали в своей вере силы для противостояния армии Российской империи, которая вторглась на их земли. Легендарный вождь сопротивления имам Шамиль, более 20 лет отражавший атаки царской армии из своего горного оплота, принадлежал к суфийскому ордену накшбанди. А когда в начале 1990-х российские войска атаковали отделившуюся Чечню, часто можно было видеть, как бойцы сепаратистов практикуют впечатляющий ритуал под названием "зикр", во время которого мюриды танцуют, кружась на месте и исполняя гипнотические песнопения.
Но позднее на смену этим суфийским силам постепенно пришли приверженцы радикального ислама, презиравшие поклонение святым и дервишам. Сегодня возрождением суфизма руководят не борцы за независимость, а, напротив, сторонники Кадырова, который пользуется активной поддержкой российского президента Владимира Путина. Кадыров - мюрид ордена кадирия - каждый четверг устраивает у себя дома зикр в память о своем отце, убитом в 2004 году.
По словам Вахита Акаева, специалиста по суфизму из Грозненского государственного университета, в том факте, что промосковская администрация теперь пропагандирует суфизм, нет ничего особенно странного. "Даже великий имам Шамиль в конце концов сдался и жил с комфортом при дворе царя в Санкт-Петербурге", - заметил Акаев.
Главным элементом возрождения суфизма является строительство громадной мечети в Грозном, которое обойдется в многомиллионную сумму в долларах. Мечеть будет носить имя отца Рамзана Кадырова, Ахмада, и станет крупнейшей в Европе. Окончание строительства намечено на будущий год. Основной корпус мечети и ее четыре 50-метровых минарета с каннелюрами, вздымающиеся в конце центральной улицы - проспекта Победы, уже служат впечатляющей архитектурной доминантой Грозного. По нескольким куполам лазают турецкие рабочие, облицовывая их мрамором.
"От мечетей исходит только позитивная энергия, - говорит 32-летний Магомед Абдурахманов, сотрудник канцелярии муфтия, проводивший для корреспондента Guardian экскурсию по стройплощадке. - Это здание будет излучать добрые чувства на всю Чечню".
Когда мечеть будет готова, в ней смогут поместиться 10 тыс. верующих; рядом возводятся мусульманское духовное училище и новая резиденция муфтия. Есть надежда, что мечеть поощрит новое поколение верующих вернуться к традиционной вере своего народа. Но битва за душу Чечни все еще далека от своего завершения. Радикалы остаются опасной силой; они поклялись убить "марионетку-Кадырова".
Один из представителей правительства признал, что они умело заманивают завербованных в горы. "Их обещания славной смерти и вознесения в рай могут быть очень соблазнительными для разочарованных молодых людей", - сказал он.