Все эти "немыслимые" дела должны были закончиться "пшиком", как говорил бывший президент Франции, когда еще пользовался иммунитетом, но они догнали Жака Ширака - отвлечь внимание правосудия не удалось. Вчера он был вызван для дачи показаний о "хищении государственных средств" в рамках дела о приеме на работу сотрудников в мэрию Парижа. Судья Ксавьер Симеони беседовала с экс-президентом в финансовом секторе Парижского дворца правосудия, куда Ширак был вызван как обычный гражданин. Судья Филибо из Нантера, занимающийся делом о фиктивном оформлении сотрудников с целью оплачивать функционеров из "Объединения в поддержку республики", в июне лично приезжал в офис бывшего президента, чтобы заслушать его как обычного свидетеля, освобожденного от уплаты судебных расходов. Вчера бывший глава государства не был подвергнут никакому судебному контролю (мера пресечения, аналогичная подписке о невыезде, но с более широким кругом обязанностей, возлагаемых на обвиняемого).
Жак Ширак, который в настоящее время ожидает решения Государственного совета, чтобы воспользоваться декларацией об общественной пользе финансирования своего фонда, отреагировал на происходящее. Его адвокат мадам Вей предприняла серьезные усилия, чтобы минимизировать значение первого обвинения, адресованного экс-президенту республики, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы, спровоцировав бурную реакцию. Шокированный подобным вызовом, бывший глава государства в кабинете судьи постарался доказать свою искренность. "Он считает совершенно естественным высказываться, чтобы восстановить правду и свою честь", - говорят в его окружении. "Средства города Парижа расходовались только во благо парижанок и парижан и ни на какие другие цели", - написал Жак Ширак в газете Monde, чтобы перехватить инициативу. Иными словами, бывший мэр столицы и председатель "Объединения в поддержку республики" защищается.
Кумовство. В период его пребывания на посту мэра (1977-1995 годы) 460 человек подписали незаконные трудовые контракты. Но не все договоры были фиктивными, большая часть этих служащих была принята на работу по знакомству. Расследование в настоящее время проводится лишь по 26 спорным случаям, когда "числившиеся в штате мэра, не выполнявшие никакой работы для мэрии или не получавшие своей заработной платы люди работали исключительно на других нанимателей: ассоциации, депутатов, партии или на частные институты, преследовавшие единые политические цели". Этого достаточно, чтобы Ширак предстал перед следователями, как и его бывшие директора канцелярии (Роббер Пандро, Даниэль Нафтальски, Мишель Руссен и Бернар Блед). Они находятся под следствием уже пять лет, поскольку не пользуются президентским иммунитетом.
Надеясь предотвратить ожидаемую шумиху в СМИ, связанную с этим делом, бывший президент подтвердил вчера свое намерение быть откровенным с соотечественниками. "Меня окружают компетентные люди, пронизанные примерным республиканским духом", - написал он в газете Le Monde. Он хочет говорить о женах, дочерях или племянницах известных политических деятелей (Балладюр, Паскуа, Пербен, Де Шаретт...), получавших хорошее жалованье. Одна из них сказала следователям: "У меня никогда не было кабинета в мэрии Парижа, я находилась в подчинении у Жака Ширака. Я готовила ему письменные или отпечатанные на машинке документы. Он мне звонил, когда у него имелись поручения для меня".
Ширак также сказал, что в его окружении были квалифицированные сотрудники, переживавшие сложный профессиональный период, которым он хотел "дать еще один шанс": быть может, это имеет отношение к потерпевшим неудачу на всеобщих выборах (Лорен Доминати, Жан Де Голль, Франсуа Баруан...), именно они, не имея достаточно средств для получения избирательного мандата, могли пополнять свои ресурсы в городском муниципалитете. Один из них, мэр и сенатор департамента Нор, сказал следователям: "Я занимал один из этих постов, чтобы иметь работу с более гибким графиком. У меня не было кабинета в мэрии Парижа, но я приезжал в столицу каждую неделю".
Подойдя к самому важному - смешению своих полномочий мэра Парижа, депутата от департамента Коррез и председателя партии "Объединение в поддержку республики" - экс-президент на полном серьезе сказал: "Одновременное исполнение этих полномочий, местных и национальных, позволило мне еще более эффективно работать на благо парижанок и парижан". Стоит вспомнить об активисте из департамента Коррез, заявившем следователям: "Я в течение пяти лет работаю в федерации партии "Объединение в поддержку республики" департамента Коррез, имея контракт референта при мэрии Парижа. Я приезжаю туда три или четыре раза в год".
Большой критик "системы Ширака", социалист Арно Монтебур высказал горькое суждение по поводу "запоздалой юридической реакции" по отношению к "пожилому человеку, отошедшему от государственных дел и пребывающему в плохом состоянии здоровья". Он заявил на RTL, что находит "почти фиктивным" то, что правосудие переходит к действиям с опозданием в 10 лет. Между тем Жак Ширак не намеревается покидать Конституционный совет, в котором он впервые заседал на прошлой неделе. Никакие законы не мешают ему выполнять обязанности в этой высшей французской юридической инстанции, поскольку он имеет на это право как бывший президент.