Надежды ЕС на Грузию, Украину и Молдавию не оправдываются, и сегодняшний саммит ЕС-Украина заострит внимание на этом фиаско, утверждает обозреватель The Guardian Эндрю Уилсон. "Франция тянет с упрощением визового режима для граждан Украины, а переговорщики ЕС обескуражены тем, что работа над широким соглашением о свободе торговли совершенно застопорилась. Они правомерно винят украинских олигархов, вернувшихся к власти после того, как Янукович стал президентом", - замечает автор.
Есть и другие сложности - прохладное отношение самого ЕС к дальнейшей экспансии в Восточную Европу, соперничество с Россией в регионе. Но главная проблема - сами восточноевропейские государства, считает автор. Их государственные структуры и экономики слабы. Вдобавок Украина и подобные ей государства предпочитают балансировать между Россией и Западом. "Это позволяет элите оставаться у власти и сохранять олигархическую экономику в состоянии половинчатых реформ, которое иначе было бы пагубным", - поясняет автор. Местных лидеров он называет "современными Тито". Россия и Запад участвуют в игре в баланс, а еще больший простор для маневров дает влияние других сил - Ирана, Турции и особенно Китая. Еще одна проблема - "в регион через черный ход просачивается все больше элементов "пекинского консенсуса", пишет автор.
Уилсон советует ЕС привлечь балансирующих в свой лагерь. Он рекомендует начать с "финляндизации" Украины. "В краткосрочной перспективе Янукович тяготеет к России, но уже достиг точки, где ему нужны другие страны как противовес России", - поясняет он. Пусть ЕС смирится с пределами внешней политики Украины и сконцентрируется на экономических и социальных реформах, а также сохранении демократии.
Грузию нужно "сербианизировать", советует автор: поощрить "если не забыть о мятежных провинциях, то отказаться от политики предназначения, которая подчиняет все остальное возвращению священных земель". Тогда Грузия будет вольна сосредоточиться на внутренних реформах.
С Белоруссией нужно общаться, учитывая опыт Испании в последние годы жизни Франко. Политические перемены маловероятны, но экономическая модель обречена на гибель. "Как в Испании при Франко, белорусская экономика изменится раньше, чем Лукашенко, создав базу для быстрого развития после его ухода", - пишет автор.