Спустя 20 лет после окончания холодной войны "заклятые враги" НАТО и Россия договорились отодвинуть разногласия на задний план, сообщают СМИ, анализируя итоги саммита в Лиссабоне. Пренебрегая сомнениями Балтики, Польши и Чехии, президент США намерен и дальше развивать сотрудничество с Кремлем, и первым испытанием станет проект противоракетного щита НАТО.
Лидеры стран НАТО договорились начать отношения с Россией с чистого листа, пишет обозреватель The New York Times Джуди Демпси, комментируя завершившийся саммит Североатлантического альянса, на котором приоритетное внимание было уделено Афганистану. НАТО и афганская сторона декларировали общую задачу: до конца 2014 года передать афганскому правительству функции по обеспечению безопасности.
Из тем, касающихся России, речь шла о ратификации договора СНВ-3 в США: Обама подчеркнул, что союзники одобряют этот договор. Кроме того, с Москвой достигнута договоренность о реорганизации Совета Россия-НАТО и его использовании "для создания общего пространства мира, безопасности и стабильности", причем журналистка отмечает, что формулировки напоминают о российской идее европейской архитектуры безопасности, которую ранее считали попыткой подорвать НАТО. Россия также согласилась пропускать больше натовских грузов в Афганистан.
На пресс-конференции Медведев сказал, что Россия будет сотрудничать с НАТО во всех областях, включая ПРО, но отметил, что многие детали этой системы пока не проработаны. По словам дипломатов, теперь Медведев должен убедить россиян в необходимости новых отношений с НАТО, в том числе переубедить твердолобых, которые продолжают относиться к НАТО с глубокой подозрительностью.
Европейские союзники США обеспокоены тем, что СНВ-3 может потерпеть фиаско, обращает внимание Washington Post: многие предостерегают, что провал договора повредит попыткам Запада решить проблемы Ирана и дислокации российских вооружений у границ Восточной Европы.
В воскресенье госсекретарь Клинтон подчеркнула, что на саммите НАТО за ратификацию СНВ-3 высказались генсек НАТО Расмуссен, канцлер ФРГ Меркель, лидеры стран Восточной и Центральной Европы. "Почему они так говорят? Не потому, что они "выставили свою собаку на собачьи бега" республиканцев и демократов в нашей стране. А потому, что они знают: этот договор важен для дальнейшего сотрудничества США и России", - заявила Клинтон в интервью Fox News Sunday.
"Тревоги европейцев объясняются и другой причиной: без СНВ-3 будет трудно провести задуманные Обамой новые переговоры о сокращении российского тактического ядерного оружия, которое может поражать Восточную и Центральную Европу и исчисляется тысячами единиц", - пишет газета. Состоялась специальная пресс-конференция, где шесть министров иностранных дел призвали ратифицировать СНВ-3.
Администрация Обамы добивается того же. Со своей стороны, сенатор-республиканец Джон Кайл дал понять, что даст отмашку однопартийцам пойти на ратификацию, если Белый дом выделит достаточно денег на модернизацию ядерных лабораторий. "Но Кайл столкнулся с нажимом справа: лоббистское подразделение Heritage Foundation в нескольких штатах рассылает предостережения, что СНВ-3 сильно ослабляет национальную безопасность США", - пишет газета.
Новая стратегическая концепция НАТО, утвержденная на саммите в Лиссабоне, как всегда, соответствует американским приоритетам, полагает обозреватель швейцарской Le Temps: Барак Обама навязал свои цели европейским союзникам.
Фокусировка на новых угрозах выглядит логично, признает Ришар Верли, учитывая, что НАТО - альянс, созданный для защиты Западной Европы от советского блока, - окончательно лишился своего врага на востоке, но "радикальный поворот в отношениях с Россией отмечен печатью Белого дома" и пренебрегает противодействием стран Балтики, Польши и Чехии. "Проект ПРО, одобренный в Лиссабоне, станет первым испытанием. Россия, как она и требовала, будет участвовать в его создании. Но каким образом? Какими будут финансовые последствия для альянса? Непонятно. Тем более, что свое слово в Москве еще скажет премьер-министр Владимир Путин".
В Лиссабоне Вашингтон добился, чего хотел, теперь очередь Кремля продвигать свои пешки, резюмирует автор комментария.
Не придется ли членам ЕС принести независимость от Вашингтона, к которой они продолжают стремиться, на алтарь новой стратегической концепции НАТО? - задается вопросом Le Temps в редакционной статье. В конечном итоге, оборона - это вопрос денег и средств, а оба этих показателя на Старом континенте сейчас в плачевном состоянии. НАТО - не панацея с точки зрения безопасности, однако главное достоинство лиссабонского поворота, поставившего Москву в центр уравнения и сделавшего ставку на сотрудничество с Россией по ПРО, в его реалистичности, пишет газета.
"Когда российский и американский президенты пристально смотрят друг другу в глаза и при этом один из них делает вывод, что другому можно верить, следует соблюдать осторожность", - пишет в Sueddeutsche Zeitung Штефан Корнелиус, отсылая читателей в начало 2000-х, когда из сердечной дружбы между Бушем и Путиным ничего не вышло. Однако на этот раз, полагает автор, в воздухе действительно ощущается ветер перемен, поскольку "мотивы и интересы глав российского и американского государств, как и их важнейших союзников в Европе, изменились".
"Америка в политическом и военном плане завязла в арабском мире, экономически потрясена, а в том, что касается идеологии, расколота", - пишет Конелиус, так что "разоружение и сотрудничество с бывшим врагом номер 1 напрашивается само собой". Автор отмечает и перемены в умах россиян. "После определенно националистических, окрыленных прибыльными газовыми сделками путинских лет финансово-экономический кризис натолкнул на мысль, что мир нельзя будет скупать на сырьевые доллары вечно". Кроме того, несмотря на "тучные годы", Россия во многих областях так и осталась слабой и отсталой страной. "России нужны друзья, политические соратники, деловые партнеры, инвесторы и рынки - и все это она найдет не на Дальнем Востоке, а в Европе".
Америке и России предстоит преодолеть серьезные трудности на пути к сближению, замечает автор. Это препятствия, чинимые "старорежимными" идеологами в США, которым до сих пор по вкусу деление мира на "супердержаву и заклятых врагов", и российская национальная гордость вкупе с вопросом о сущности власти. Однако Европа и США "только выиграют, если откажутся от соперничества, ставшего анахронизмом, поскольку сегодня есть проблемы и поважнее", резюмирует журналист.
Глава Кремля не исключил возможности вступления России в Североатлантический альянс, утверждает Маурицио Молинари на страницах La Stampa. Саммит в Лиссабоне открыл новый сезон в отношениях НАТО-Россия. Кремлевский лидер подписал с 28 странами НАТО совместную декларацию, в которой говорится: "Мы договорились обсуждать вопросы сотрудничества по противоракетной обороне, мы создаем совместную комиссию по определению ракетных угроз и будем развивать общий анализ по будущему порядку ракетной обороны". Заниматься "анализом" поручено министрам обороны Совета Россия-НАТО, которые подведут первые итоги в июне 2011 года", - говорится в статье.
Выступая на саммите, Барак Обама заявил: "После "перезагрузки" отношений США-Россия теперь мы совершили "перезагрузку" отношений НАТО-Россия". Обама уверен, что в Лиссабоне заложен еще один кирпич в реализацию международной архитектуры, способной отвечать вызовам XXI века, пишет итальянское издание.
Дмитрий Медведев принял предложение по единому противоракетному щиту, хотя еще год назад никто и помыслить не мог о подобном сотрудничестве, считает обозреватель немецкой Die Welt: трудно было даже представить себе, что страны Балтии или Польша поставят подписи под подобным документом. Война Москвы против маленькой Грузии летом 2008 года стала острым напоминанием странам Восточной Европы о "большом агрессоре", отмечает издание, тогда обострились отношения России и Эстонии в связи с положением российского меньшинства и ситуация с российским флотом в украинском Крыму.
Оставляя открытым вопрос, можно ли сегодня полагаться на шефа Кремля, журналист, тем не менее, заключает: "В новой стратегии альянса говорится о реальной политике, что является, пожалуй, самым ярким признаком произошедших изменений. Проверка этой политики придет позднее. Но существует слишком много областей, в которых сотрудничество с Россией принесет больше выгоды, чем возвращение к ранам прошлого".